Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Платежные карточки могут неприятно удивить, как избежать таких сюрпризов?

3 Август 2009 0 724 (с) finance.bigmir.net

В последнее время все больше магазинов, ресторанов и кафе предлагают своим клиентам возможность оплатить купленные товары или услуги с помощью платежных карт.

Так, по последним данным Ассоциации платежных систем ЕМА, количество крупных точек продаж в Украине, где можно рассчитаться карточками, превышает 10 тыс.

О возможности воспользоваться картой говорят наклейки с логотипами платежных систем на дверях, окнах магазинов. На них указывают название платежной системы, типы карт, а также банк, обслуживающий эту торговую точку (банк-эквайр). Наиболее распространенная комбинация карт трех международных платежных систем - VISA, MasterCard и American Express. В элитных бутиках, гостиницах и дорогих ресторанах к подобным опознавательным знакам не прибегают - все и так понятно.

Однако, несмотря на очевидные преимущества оплаты через POS-терминал (не нужно всегда носить с собой наличные и бояться их кражи или потери), карта может преподнести и много неприятных сюрпризов.

Тщательность превыше всего

POS-терминал может быть неисправным или попадется неопытный кассир. Случается, что служащие магазина, которым не удалось произвести трансакцию с первого раза, теряются, нервничают, зовут на помощь коллег и, в конце концов, просят заплатить наличными. Это связано как с человеческим фактором, так и с плохими телекоммуникациями. Связь с процессинговым центром банка иногда прерывается или исчезает. Во время авторизации карты передается большой пакет сложной информации, поэтому сбои нередки.

Будьте готовы к тому, что кассир может тщательно проверить вашу карту. Технология проведения расчета зависит от типа карты. Они бывают с магнитной полосой, с чипом или совмещенные. В первом случае кассир прокатывает карту через POS-терминал. В это время идет запрос в процессинговый центр. В случае если карта не заблокирована и на счете достаточно средств, приходит ответ, разрешающий проведение трансакции. По результатам авторизации в POS-терминале формируется чек, на котором вы должны расписаться. Кассир обязан сверить подписи на карте и чеке. При возникновении подозрений в их отличии он имеет право провести дополнительную вашу идентификацию: потребовать удостоверение личности (водительские права, паспорт). Единственное, чем не позволено интересоваться кассиру, - это PIN-код.

Помните, у вас обязательно откажутся принять карту, если заподозрят, что она не принадлежит вам. Например, когда на карте эмбоссировано (сделана рельефная надпись) мужское имя, а ее предъявляет женщина. Так что жену, которая тайком от мужа прихватила его карту, чтобы пройтись по магазинам, ожидает разочарование. В этом случае кассир обязан изъять карту.

Неудобства с дополнительной идентификацией отпадают, если используется чиповая карта. При этом на специальной клавиатуре (PIN-pad) нужно ввести PIN-код. Все чаще она используется в заведениях, где установлено терминальное оборудование. Данная операция ничем не отличается от снятия денег в банкомате. При обслуживании карт платежной системы MasterCard International, в частности, Cirrus/Maestro, а также некоторых других карт этой системы с кредитным лимитом PIN-код необходимо вводить всегда.

Тем не менее, просьба ввести PIN-код часто пугает людей: они вынуждены делать это фактически публично. И тот факт, что кассиру запрещено смотреть на руки клиента во время ввода кода, вряд ли кого-то особенно успокаивает.

Есть и третий механизм обслуживания платежных карт. Если по каким-либо причинам с помощью терминала не удалось совершить трансакцию (проблемы со связью, забыли PIN-код) на помощь приходит импринтер - устройство для изготовления отпечатка карты на бумаге (слипа) путем ее физической прокатки. Для использования этой технологии все реквизиты карты должны быть эмбоссированы. Обслуживание карты с помощью импринтера - самый надежный способ расчетов, так как он предусматривает голосовую авторизацию. Кассир звонит в процессинговый центр, называет реквизиты карты и получает от оператора разрешение или запрет на проведении трансакции. Но серьезный недостаток этого механизма расчета - то, что операция занимает до пяти минут. Кстати, очень популярный в Украине тип карты - VISA Electron - не эмбоссируется, и ее обслуживание с помощью импринтера невозможно.

В ресторане не расслабляться

Наибольшая угроза мошенничества подстерегает владельцев карт в ресторанах и кафе. Особенно это касается элитных заведений. Сложно представить себе посетителя, который самостоятельно или вместе со спутницей подходит к POS-терминалу, чтобы рассчитаться. Как правило, официант забирает его дебетовую или кредитную карту и снимает деньги где-то в неизвестном месте.

В это время недобросовестный гарсон с помощью считывающего устройства может скопировать информацию с магнитной полосы (которой оснащены почти все карты в Украине) и изготовить копию карты, с которой без проблем можно совершать шопинг за чужой счет. Нечистые на руку официанты вряд ли упустят случай списать две суммы в пользу заведения.

Защитить себя в таких ситуациях можно с помощью переносного платежного терминала. Если вы не доверяете официанту, попросите его принести к вашему столику такое устройство. В уважающих себя заведениях вам наверняка не откажут.

Для предупреждения "случайной" переплаты полезно также пользоваться услугой мобильного банкинга. О каждой трансакции сразу же приходит сообщение. И если вас рассчитали дважды, можно предъявлять претензии, не отходя от кассы.

Наличные пока предпочтительнее

И напоследок немаловажный нюанс: собственники магазинов, ресторанов, кафе не всегда заинтересованы в оплате картой. В точках продаж, которые установили терминальное оборудование, мыслят двояко: с одной стороны, таким образом они привлекают платежеспособных клиентов, а с другой - теряют 2-3% выручки в виде платы банку за обслуживание.

Продавец товаров или услуг, установивший терминальное оборудование, не имеет права дискриминировать безналичные расчеты, например, делать накрутки - включать комиссионные банку в цену товара или услуги. Подобные условия банк и заведение, установившее терминальное оборудование, прописывают в договоре. Однако финучреждение не имеет какого-либо реального механизма контроля. Тем не менее, если вы почувствуете, что вам навязывают оплату наличными, можете пожаловаться в обслуживающий банк либо в Ассоциацию платежных систем ЕМА.

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123