Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Перспективы евро

5 Август 2010 0 3307 (с) denga.ru

Курс евро к доллару

В кризис Европейский центральный банк (ЕЦБ), как и Федеральная резервная система (ФРС) США, прибег к инфляционному стимулированию экономики, предприняв усилия по впрыскиванию в экономику новых евро через снижение учетной ставки до 1 %, облегчение других условий кредитования и покупку ценных бумаг. Тем не менее, масштабы этой политики были меньше. Что и обусловило существенный подъем евро к доллару с весны по начало декабря 2009 года.

С декабря 2009 года, однако, доллар начал постепенно отвоевывать свои позиции. Одна из причин этого - признаки более быстрого оживления экономики США, дающие рынкам надежду на то, что ФРС уменьшит инфляционное стимулирование, начнет прикручивать денежный кран или, по крайней мере, заявит о таких планах. Другая коренится во внутренних проблемах еврозоны, ярко проявившимся этой весной.

Дефициты госбюджетов в странах еврозоны

Все это время в европейском сообществе назревала проблема разрастающихся в период кризиса дефицитов государственных бюджетов. К их росту приводило и снижение доходов, обусловленное экономическим спадом, и наращивание «антикризисных», «стимулирующих» госрасходов.

При этом отдельные европейские страны, в отличие от других государств мира, не могут самостоятельно решать свои бюджетные проблемы за счет печатного станка, поскольку за выпуск евро отвечает Европейский центральный банк (ЕЦБ). Одно из отражений этой проблемы - стоимость ценных бумаг, выпускающихся как страховка от дефолта (невыполнения обязательств по кредитам).

отдельные европейские страны, в отличие от других государств мира, не могут самостоятельно решать свои бюджетные проблемы

В докризисный период стоимость страховки от дефолта государств - членов еврозоны была минимальной и существенно меньшей, чем стоимость страхования от дефолта даже лучших корпораций. Сегодня ситуация изменилось, и рынок оценивает вероятность дефолта некоторых стран еврозоны выше, чем вероятность невыполнения обязательств наиболее надежными корпорациями.

Хотя в том, что Германия , которая, кстати, согласно конституции должна будет получить почти полностью сбалансированный бюджет к 2016 году, имеет возможность финансировать бюджетный дефицит, рынки не сомневаются. Франция и большинство северных государств прямо сегодня также не находятся под ударом. Отсюда растущий разрыв между ставками, под которые могут финансировать свои бюджетные дефициты разные европейские страны.

Проблемы пока возникают у наиболее слабых членов еврозоны: Греции, Португалии, Испании и, в меньшей степени, Ирландии и Италии. Положение Греции оказалось ближе всего к критическому.

"Греческий" кризис Евросоюза

Опасения, что она может объявить суверенный дефолт (отказ от исполнения обязательств) по своим долгам, вызывает увеличение ставок, по которым Греция должна платить, размещая новые займы, а это, в свою очередь, еще более увеличивает вероятность дефолта. Ожидалось, что в этом году задолженность страны достигнет 120 % от размера валового внутреннего продукта (ВВП). Дефицит госбюджета должен был достичь более 13 % ВВП. Это притом что пакт о стабильности и росте требует вскоре сократить его до 3 %.

Еще зимой кредитные рейтинги Греции были снижены несколькими рейтинговыми агентствами. Очевидное решение - в сокращении государственных расходов, но правящие социалисты только что пришли к власти как раз под лозунгами продолжения активных правительственных трат. Полностью изменить предвыборным обещаниям им было тяжело. Среди прочего это могло привести к массовым социальным протестам самого острого характера. Поэтому необходимые меры долго откладывались.

В результате весной резко возросли ставки, по которым Греция могла брать в долг. Стало очевидно, что самостоятельно выбраться из долговой ямы она не сможет. Страны еврозоны совместно с МВФ договорились предоставить Греции кредитную линию на 110 млрд евро в течение трех лет под обещание привести в порядок свои финансы, существенно сократить госрасходы, включая оплату госслужащих и социальные платежи.

Этим решением фактически были нарушены принципы полноты ответственности за собственную финансовую политику, положенные в основу Европейского союза. Согласно им отдельные страны полностью отвечают по своим долгам. Евросоюз не может брать их на себя. Однако страх перед угрозой нового обострения кризиса, которое могло бы начаться в случае неспособности Греции платить по долгам или ее выхода из зоны евро оказался слишком велик.

Однако принятых мер оказалось недостаточно для того, чтобы успокоить рынки. Стремительно росла стоимость заимствований для таких стран, как: Португалия и Испания. Падал курс евро. Инвесторы бежали из рисковых вложений в наиболее надежные облигации. Прежде всего в американские казначейские облигации.

В этой ситуации оказалась под угрозой способность наиболее слабых страны еврозоны обслуживать свои долги и продолжать тратить больше, чем они зарабатывают, больше, чем им готовы были бы одолжить частные инвесторы. В ситуации, когда большинство этих стран не готово было бы резко сокращать госрасходы (а следовательно - и уровень социального обеспечения) многим из них угрожал дефолт - прекращение платежей по долгам.

Поскольку их кредиторами были в значительной мере европейские банки, то под ударом оказывалась бы и банковская система Европы. Если бы кризису дали развиваться естественным путем, то он привел бы в итоге к банкротству многих банков и других неэффективных предприятий, которые ранее были спасены мерами инфляционного стимулирования. Произошло бы и временное возобновление спада. Некоторые из стран зоны евро при этом могли бы выйти из нее, чтобы финансировать расходы за счет «печатного станка» или чтобы иметь возможность стимулировать экспорт за счет снижения курса своей новой валюты.

Решено было создать фонд размером до 750 млрд евро (почти 1 трлн долларов США) для экстренной помощи странам, которым не удастся взять новые кредиты на рынках капитала

Чтобы остановить быстрое сползание к новому витку кризиса по "естественному" сценарию страны Еврозоны пошли на беспрецедентные меры. Решено было создать фонд размером до 750 млрд евро (почти 1 трлн долларов США) для экстренной помощи странам, которым не удастся взять новые кредиты на рынках капитала. Из них 250 млрд готов предоставить МВФ, 60 млрд могут быть взяты из уже существующего фонда, использовавшегося ранее для поддержки в критических ситуациях членов ЕС, не перешедших на евро, а остальные 440 должна будет занимать Еврокомиссия («правительство» Евросоюза) под гарантии стран-участниц.

Другие важные решения были приняты ЕЦБ. Первой ласточкой стала готовность продолжить принимать греческие ценные бумаги как обеспечение кредитов даже в случае, если они лишатся инвестиционного рейтинга. 10 мая последовало решение начать прямые покупки теряющих доверие инвесторов государственных долговых обязательств. За две недели были куплены ценные бумаги более, чем на 30 млрд долларов.

Само по себе это увеличение денежной массы не так уж велико. К тому же ЕЦБ обещает компенсировать его другими мерами. Тут важнее другое. Это решение невозможно оправдывать как относящееся исключительно к денежной политике, регулированию объема денежной массы. (Как обосновывались действия ФРС, Центробанков Англии и Японии при покупке государственных ценных бумаг). Оно самым очевидным образом направлено на решение проблем бюджетного дефицита. И это принципиальный сдвиг в позиции ЕЦБ, кардинальным образом подрывающий доверие к его политике.

Отныне, что использование "печатного станка" для финансирования бюджетных дефицитов перестало быть немыслимым, что формальная независимость ЕЦБ не оказалась надежной защитой от действий, идущих вразрез с его основной заявленной задачей - поддержанием ценовой стабильности.

Но так или иначе все эти меры привели к приостановке падения на рынках, частичному восстановлению цен на государственные ценные бумаги. Однако, чтобы предупредить возобновление долгового кризиса в недалеком будущем нужны решительные меры по сокращению расходов. Первые шаги в этом направлении уже принимаются. Однако, на сегодняшний день они не выглядят достаточно решительными.

Помимо этого обсуждается усиление полномочий органов Европейского Союза по надзору за финансами стран участниц, возможные санкции по отношению к тем, кто будет нарушать финансовую дисциплину. О перспективах этих мер сегодня судить еще рано.

Покинуть зону евро

Как будут развиваться события, если какая-то из стран еврозоны будет вынуждена ее покинуть - из-за желания снова получить право на самостоятельный выпуск дензнаков или из-за неспособности выполнить требования по ограничению бюджетного дефицита? Сегодня это предвидеть трудно.

Публиковались сведения, что в недрах ЕЦБ уже разрабатываются планы на такой случай, но официального подтверждения эта информация не получала. Очевидно, однако, что и выход каких-либо стран из еврозоны, и оказание другим странам-участникам экстренной помощи за счет дальнейшего ослабления денежной политики станет ударом по евро. К тому же обострение бюджетных проблем уже сегодня служит дополнительным стимулом для ЕЦБ не слишком быстро сокращать объемы инфляционного стимулирования.

Если европейское сообщество продолжит активно субсидировать наиболее расточительных, то покинуть зону евро теоретически может пожелать, наоборот, кто-то из тех, за чей счет планируется банкет

При этом, если выход финансово неустойчивых стран из еврозоны будет причиной лишь временного ослабления, а в перспективе мог бы наоборот скорее укрепить перспективы евро, то увеличение оборотов "печатного станка" скорее всего надолго подорвет его потенциал выступать в качестве мировой резервной валюты.

Существует, кстати, еще одна, пока сугубо гипотетическая, но тоже обсуждавшаяся, потенциальная угроза зоне евро. Если европейское сообщество продолжит активно субсидировать наиболее расточительных, то покинуть зону евро теоретически может пожелать, наоборот, кто-то из тех, за чей счет планируется банкет. Пока, как и в других случаях, связанных с субсидированием, самую большую долю счетов оплачивает Германия. Но не факт, что она готова будет к этому и в будущем. Этот вопрос может стать предметом острой внутриполитической борьбы.

Перспективы евро и его роль как средства для сбережений

Описанные бюджетные проблемы, а также слабость признаков экономического восстановления в Европе в сравнении с США заставляет без энтузиазма оценивать перспективы евро в ближайшей перспективе.

Конечно, с полной уверенностью говорить о продолжении падения евро в 2010 году нельзя. Слишком много зависит от еще не принятых решений денежных властей, слишком много существует факторов, возникновение которых нельзя точно предугадать. Но, тем не менее, шансы на снижение курса вполне существенны.

Стоит вспомнить и тот факт, что и сегодня курс евро до сих пор остается немного завышен к доллару по паритету покупательной способности. Иначе говоря, за 1,25 доллара в США можно купить больше, чем на 1 евро в ЕС. Этот показатель малосуществен для краткосрочных прогнозов, но в длительной перспективе учитывать его тоже стоит.

наличие заметных шансов на рост курса доллара против всех в краткосрочной перспективе, делает сегодня сомнительным использование евро как основной валюты сбережений

Если говорить о более длительной перспективе европейской валюты, то она в существенной мере была поставлена под угрозу майскими решениями ЕЦБ. Готовность фактически напрямую принять участие в финансировании дефицитов государственных бюджетов слабых участников еврозоны может коренным образом подорвать доверие инвесторов

Все вышесказанное, а также наличие заметных шансов на рост курса доллара против всех в краткосрочной перспективе, делает сегодня сомнительным использование евро как основной валюты сбережений. Если, конечно, для этого нет особых причин. Таких, например, как ожидаемые расходы в евро.

Однако, учитывая, что и у доллара есть немалые собственные риски евро можно использовать сегодня в составе личной «валютной корзинки» для их уравновешивания. Но, в большинстве случаев, не как значительную ее часть.

Андрей Василевский

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123