Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Online-конференция с главой АФН РК Е.Бахмутовой

29 Октябрь 2009 3 1630 (с) bnews.kz

СПРАВКА:

АФН - АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (уполномоченный орган)

Статус уполномоченного органа:

Регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.

Основные задачи уполномоченного органа:

  • реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;
  • создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции;
  • повышение уровня стандартов и методов регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств.

Стенограмма

Интернет - конференции на портале BNews.kz с Председателем Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Еленой Бахмутовой от 28 октября 2009 года

Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы находимся в студии бизнес-портала Bnews.kz, где через несколько минут начнется очередная Интернет-конференция - «Диалог Онлайн» с Председателем Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Еленой Бахмутовой на тему состояния финансового рынка Казахстана.

Напоминаем, что в ближайшие два часа, вы можете задать любые интересующие вас вопросы в адрес Агентства по финнадзору, глава которого любезно согласилась сегодня на портале BNews.kz ответить на многочисленные вопросы интернет-аудитории. Итак, Елена Бахмутова сейчас находится в студии Bnews.kz и готова отвечать на ваши вопросы в режиме онлайн, уважаемые участники конференции.

По традиции мы продолжаем наши встречи в студии портала BNews.kz с теми людьми, которые интересны, прежде всего, вам, уважаемые пользователи Интернет. В ходе онлайн общения у вас есть уникальная возможность услышать из первых уст самую достоверную информацию.

Итак, приступаем к вопросам, поступившим на портал к этому времени. В потоке вопросов, поступивших на портал в Ваш адрес можно выделить три большие темы. Первое - это, беузсловно, всех волнует состояние банковской системы, ее жизнеспособность и перспективы, картина по реструктуризации долгов, кредитная политика в условиях финансового кризиса. Второе - людей интересуют состояние казахстанских пенсионных фондов, как складывается динамика их доходности, стратегия их выживания, в целом насколько они надежно могут защитить интересы своих вкладчиков. Тут же есть вопросы по страховому сектору, рынку ценных бумаг. Третий блок вопросов касается посткризисной финансовой архитектуры Казахстана, как будут меняться требования финансового регулятора и каковы будут их последствия на финансовом рынке страны. Вот примерный круг вопросов, по которым мы надеемся в течении ближайших двух часов услышать авторитетное мнение главного финансового регулятора республики Елены Бахмутовой.

Вопрос: Совершенно непонятна ситуация с БТА банком. Недавно сообщалось, что АФН утвердил план реструктуризациив редакции Банка. То есть, у Банка нет договоренности с кредиторами. На Ваш взгляд, не приведет ли такое положение дел к непреодолимой конфронтации с кредиторами? И каков тогда выход из сложившейся ситуации? Владимир Евтушенко, г. Астана

Е.Бахмутова: Хочу сказать, что я бы не согласилась с тем, что ситуация непонятная. Она достаточно широко освещается самим банком, освещается фондом «Самрук-Казына», то есть самим акционером. По существу могу сказать, что действительно управление Агентства финансового надзора утвердило план 26 сентября по реструктуризации, одобрила план, предложенный банком по реструктуризации. Что касается подписанного меморандума с кредиторами, я бы выделила два основных вопроса: первое - кредиторы предпочли реструктуризацию - банкротству, это первая договоренность, и вторая - кредиторы согласились на существенное снижение долга. Это позволило признать этот план жизнеспособным. Сейчас идут детальные переговоры, и мы ожидаем, что к 7 декабря Агентству будет представлено подписанное с комитетом кредиторов соглашение о реструктуризации уже о конкретных опциях. Если он будет подписан 7 декабря, это означает, что большая часть работы по реструктуризации выполнена. Дальше будут уже почти технические договоренности.

Вопрос: БТА банк и Альянс в настоящее время проводят реструктуризацию долгов. До декабря 2009 года должно быть принято окончательное решение кредиторов по поводу реструктуризации. В случае положительного решения о реструктуризации долга, будет ли приниматься решение АФН РК об обязательной пропорциональной реструктуризации долгов клиентов банка? А то получается как- то несправедливо - БВУ просят, чтобы им уменьшили долг, а сами списывать долги не стремятся.

Е.Бахмутова: Ответ будет - нет. Почему - объясню. Потому что БТА-банк проводит реструктуризацию не потому, что он просит об этом кредиторов, а потому что он вынужден это сделать в силу сложившегося качества кредитного портфеля. То есть, уже существенное обесценение по кредитам оно практически вынуждает банк идти на реструктуризацию. Если же проводить еще какую-то реструктуризацию с клиентами, то это может привести к еще более существенным проблемам в банке. Поэтому, я полагаю, что такие вопросы будут решаться строго на индивидуальной основе по отношению к каждому заемщику.

Вопрос: Почему не производят зачет обязательств банков и должников по кредитам. Я имею в виду выкуп еврооблигаций с последующим зачетом в БВУ по оплате кредита. Почему не принять норму, которая обязывала бы БВУ принимать к зачету такие свои обязательства. А то получается, как сами привлекли деньги, не платят по своим обязательствам. В то же время требуют оплату от своих кредиторов. В случае принятия выиграют все. Во- первых, БВУ таким образом могут задолгосрочно погасить, пусть не всю, но значительную часть своих долгов по еврооблигациям, тем самым списать свои долги, освободят резервы и поднимут свои рейтинги. Клиенты банка смогут погасить свои кредиты с учетом выгодного предложения путем покупки этих облигаций с высоким дисконтом.

Е.Бахмутова: Давайте разделим вопрос. Во-первых заемщик это не кредитор, заемщик это тот, кому дали деньги, и возвращать он должен тоже в деньгах. Потому что у банка есть обязательства перед депозиторами. Это во-первых. Поэтому возвращать он должен в той сумме, в которой их брал, с учетом вознаграждения. Что касается выпуска еврооблигаций, то сейчас принимать эти еврооблигации банк может, но только по рыночной стоимости, с учетом дисконта, который был предложен. Это где то 82 % дисконта. И то, только в том случае, если банк готов это сделать. То есть никаких конкретно обязывающих норм здесь быть не может.

Вопрос: Елена Леонидовна, ожидается ли ужесточение законодательства в части увеличения прозрачности финансовых организаций? Cогласно исследованию экспертов рейтингового агентства Standard&Poor's, этот показатель у казахстанских компаний (финансовых в том числе), не на высоте, особенно в части вознаграждений совету директоров и топ-менеджменту. Не планируете ли вы регламентировать выплату бонусов и премиальных управленческому составу БВУ? Отслеживаете ли вы эти данные в настоящий момент? Жанар Тулиндинова, газета "Фокус"

Е.Бахмутова: Я думаю, да. Мы подготовили законопроект в рамках рабочей группы, для того, чтобы создать стимулы для развития бизнеса в Казахстане, и в частности, самый большой блок вопросов приходится на совершенствование корпоративного управления. Справедливости ради, хотела бы сказать, что ситуация в финансовых организациях с прозрачностью стоит несколько лучше, чем в других отраслях реального сектора экономики. За исключением тех, может быть, компаний, которые выходили в листинг на Лондонской бирже. Но, тем не менее, мы считаем, что требуется принять еще необходимые меры. Мы об этом объявляли. В частности, мы хотим повысить реальную роль и ответственность независимых директоров в составе совета директоров, может быть, их ответственность за возглавление каких-нибудь комитетов, которые должны заниматься, в том числе и политикой вознаграждения по бонусам. Также мы намерены предложить законодательно ввести бенефициарную ответственность членов совета директоров - это достаточно существенная норма. Что касается бонусов, хочу сказать, у нас, в наших требованиях при составлении проспектов выпуска инвестиционных ценных бумаг, есть требования, что в проспекте публично должна указываться информация о размере вознаграждения совету директоров. И тут ее каждый понимает, как считает нужным. Вообще предполагалось, что, конечно, должны рассказывать о размере вознаграждения каждого из членов совета директоров. Но зачастую в проспектах указывается общая сумма, которая говорит о том, сколько в принципе тратится на совет директоров. Я полагаю, что сейчас наступило то время, когда, наверное, нужно подумать о большей детализации и с тем, чтобы вот эти требования были написаны более четко. И мы будем над этим работать.

Вопрос: Здравствуйте, я являюсь вкладчиком одного из банков РК, денежные средства храню в долларах США. В последнее время в СМИ очень часто имеется информация касательно выхода доллара США с финансового рынка Казахстана. Насколько достоверна данная информация? Как долго продержится доллар США на уровне 150тг/1$? В какой валюте Вы бы порекомендовали населению хранить свои сбережения? Спасибо.

Е.Бахмутова: Не берусь предсказывать валюту... Вот будет у вас Григорий Александрович Марченко, он лучше меня расскажет... Я поддержу его же точку зрения, деньги нужно держать в той валюте, в какой вы собираетесь тратить. А второе - есть золотой принцип, придуманный давным-давно, не нужно класть яйца в одну корзину, в разной валюте хранить. На сегодняшний день, чтобы ни говорили , твердая валюта, это пока что еще доллар и евро. Йена тоже, в зоне требования. Юань, возможно.

Вопрос: Может ли быть объявлен мораторий по просроченным банковским кредитам?

Е.Бахмутова: Нет. Я уже об этом говорила, и не повторю еще раз - я против компанейщины. Когда люди брали кредит, они индивидуально приходили в банк , индивидуально подписывали обязательства, считали их. Если необходимо, предоставляли гарантии со стороны супруги, несовершеннолетних детей. И теперь, когда нужно договариваться о реструктуризации, я полагаю, что нужно действовать точно таким же способом. Банк никогда группе товарищей никаких послаблений дать не может. Это вещь индивидуальная.

Вопрос: Здравствуйте. Как Вы оцениваете деятельность иностранных банков, работающих РК? И как нынешняя экономическая ситуация повлияла на них? Не собираются ли они сворачивать свой бизнес в Казахстане?

Е.Бахмутова: Иностранные банки повели себя адекватно в кризисной ситуации. В принципе, никто из банков не свернул свою работу. Никто не уходит. Конечно, они работают в достаточно ограниченном сегменте, корпоративном, как правило. Но по-прежнему, они осуществляют свою деятельность. Сейчас на последнюю дату у нас доля активов, приходящаяся на банки с иностранным участием, составляет порядка 23 %. Так что, я бы сказала, они повели себя адекватно.

Вопрос: Прошу подтвердить информацию о том, что в течение месяца откроется исламский банк «Аль-Хилаль Бэнк» из Абу-Даби и еще планируют ли еще другие исламские банки работать у нас в Казахстане?

Е.Бахмутова: Что касается банка «Аль-Хилаль Бэнк», действительно, было подписано ратифицированное в парламенте соглашение, касательно этого банка. Сейчас происходит процедура ратификации и в арабской стороне. В казахстанской стороне все процедуры выполнены. Банк откроется. Я не могу назвать точное время, для этого нужно выполнить формальности, для этого должы быть представлены документы , зарегистрированы. Это зависит от самого банка. В принципе, никаких проблемных вопросов мы здесь не видим.Как только будет завершено рассмотрение, так банк и откроется. Что касается потенциальных учредителей для других исламских банков, я хочу сказать, что определенная заинтерсованность имеется. К нам в агенство поступали запросы со стороны ряда организаций, которые выражали инетрес к открытию исламских банков, но пока никто из участников официально не подал документы, для того чтобы открывать эти банки. Возможно, в недалеком будущем это произойдет.

Вопрос: Добрый день, Елена Леонидовна! В последнее время со стороны АФН был принят ряд новых мер в области регулирования деятельности НПФ, которые носили больше ужесточающий характер. Речь идет в первую очередь о введении лимитов инвестирования пенсионных активов в ГЦБ и формировании резервов от обесценения ценных бумаг, которые должны формироваться за счет расходов по пенсионным активам. Очевидно, что данные меры окажут сдерживающий эффект на доходность НПФ, которая итак долгое время находится на уровне ниже инфляции. В то же время государство гарантирует нам сохранность пенсионных взносов с учетом уровня инфляции. Итак вопрос: куда стратегически движется пенсионная система Казахстана? Нужны ли нам 14 пенсионных фондов, если государство их зарегулировало, сдерживает доходность, но в то же время гарантирует сохранность взносов с учетом уровня инфляции? Не лучше ли тогда иметь 1 государственный пенсионный фонд?

Е.Бахмутова: «Начальная идея накопительной пенсионной системы базировалась на том, что у нас будет развитый рынок ценных бумаг. ПФ во всех странах мира регулируются. Фактически такого аналога, как в Казахстане, нет нигде. Зачастую приводят чилийскую систему, но она по некоторым параметрам отличается. Во всем мире считается, что пенсионные фонды должны вкладываться в бумаги с наименьшим риском, то есть всегда должны сопоставляться риск и доходность. К сожалению, здесь затрагивается вопрос однобоко. Лимитируя государственные ценные бумаги, вернее, устанавливая минимальный лимит вложения в государственные ценные бумаги, агентство (АФН) вернулось немного в начало накопительной пенсионной системе. Были установлены лимиты вложения в государственные ценные бумаги, вся система регулирования выглядела более жестко, вообще лимитировались вложения отдельно в акции, в ценные бумаги, в списки. Для непосвященного человека эта система выглядела слишком сложно. Со временем, когда был бурный рост экономики, появлялись новые эмитенты, которые тогда представлялись надежными, обещали существенную доходность, лимиты ослаблялись, больше самостоятельности давалось пенсионным фондам. Одновременно принималось во внимание, что больше ответственности принимает сам пенсионный фонд и его управляющая компания. Больший упор делается на инвестиционную декларацию. К сожалению, получилось так, что у нас вкладчики не обратили внимания на вот эти вот, возможно, быстрые во времени либерализованные требования, больше уходили от лимитов и больше прав давали самой управляющей компании и пенсионному фонду. И вкладчикам нужно было больше времени уделять инвестиционной декларации, когда пенсионные фонды объявляли, куда они собираются вкладываться и какую стратегию выбирают. Что касается вложений в ГЦБ в текущем периоде, то это была реакция на сложившуюся кризисную ситуацию, в том числе в экономике и на фондовом рынке.

Вы знаете, что у нас количество дефолтов на фондовом рынке возросло, соотношение риск-доходность могло обеспечивать только небольшое количество эмитентов, и в этом смысле государственные ценные бумаги представляли наилучшее соотношение между риском и доходностью, поэтому именно с точки зрения сохранности пенсионных накоплений были введены и лимиты, которые на сегодняшний день составляют 30 процентов объема пенсионных активов, то, что они должны быть вложены в ГЦБ. Я полагаю, что никоим образом не сокращается или не ограничивается доходность, есть возможность вложения в иностранные ценные бумаги, там доходность еще ниже, там присутствуют еще и валютные риски. К сожалению, пока на сегодняшний день на фондовом рынке нет инструментов, которые бы гарантировали доходность выше инфляции, при этом обеспечивали бы умеренный риск. Поэтому это будет делаться эволюционным путем по мере развития фондового рынка. При этом для того чтобы был бенчмарк, так называемый, на фондовом рынке, требуется, чтобы был достаточный объем государственных ценных бумаг, которые бы выпускались по разным срокам, они бы задавали параметры доходности на рынке ценных бумаг. Кроме того, я хочу сказать, что причиной того, что у нас не выгодно было выпускать ценные бумаги и доходность по ним обеспечивать выше инфляции, явилось то, что у нас было очень много лишних денег, они были очень дешевые, инфляция достаточно высокая. Поэтому сложился экономический дисбаланс, когда получалось, что привлекать внутри деньги оказалось менее выгодным, чем привлекать их из-за рубежа, поскольку они оказались более дешевыми. Это немного подорвало эту накопительную систему. Но я бы не сказала, что это какой-то очень существенный риск, поскольку горизонт накопительной системы 30-40 лет, и за это время можно все выправить. Наша система очень молодая, она начала функционировать только с 1998 года. За 11 лет еще ничего страшного не произошло, наоборот, она претерпела столько встрясок, что люди, которые там работают, имеют неоценимый опыт, и я думаю, что они в будущем они способны выдержать любые кризисные ситуации.

Что касается гарантии сохранности взносов на уровне инфляции, то это, наверное, реакция на то, что система является обязательной.

Вопрос: Пенсионные накопления вкладчиков в НПФ состоят из двух основных частей: 10% обязательные пенсионные взносы и инвестиционный доход. Инвестиционный доход постоянно ИЗМЕНЯЕТСЯ в НПФ. Представители НПФ мне объяснили, что это зависит от изменения цены на ценные бумаги, которые купил данный НПФ. Елена Леонидовна, ответьте, мне, пожалуйста, на мой вопрос: Если вкладчик переведет сумму пенсионных накоплений с одного НПФ в другой НПФ, эта сумма зафиксируется в новом НПФ?

Е.Бахмутова: «Некоторые эксперты говорят, что надувается пузырь на фондовых рынках. Я имею в виду не наш рынок, а зарубежный, поэтому ситуация с этой точки зрения выправилась, доходность по пенсионным активам по сравнению с прошлым годом выросла существенно. Что касается убытков, но я хочу напомнить, что система выстроена следующим образом. Каждый пенсионный фонд вместе со своей управляющей компанией обязан обеспечить доходность по пенсионным активам по году в размере, сопоставимом со средневзвешенной доходностью, исчисленной за пять предыдущих лет. И если доходность отдельно взятого пенсионного фонда окажется более чем на 30 процентов ниже, чем средневзвешенная доходность по пенсионным фондам, то значит, такой пенсионный фонд должен компенсировать за счет собственного капитала доходность своим вкладчикам. Эта норма жестко отслеживается и контролируется. Те вкладчики, которые интересуются реально своими пенсионными накоплениями, они могут получить ее на нашем сайте в разрезе пенсионных фондов.

Условная единица - это внутренняя условная единица, которой исчисляются пенсионные активы в фонде. Если вкладчик переводит сумму своих накоплений в тенге, в новом пенсионном фонде она снова будет переведена в условную пенсионную единицу, которая будет отражать уже доход, который будет получен в новом пенсионном фонде.

Вопрос: Елена Леонидовна, здравствуйте. Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу изменения концепции ФСА. Если изначально планировалось "спасать" банки от безнадежных активов, а их сейчас уже более 3 трлн. тенге, то теперь Правительство решило помогать компаниям, занятым в сфере добычи ПИ. Как Вы думаете, сбудутся ли прогнозы рейтинговых агентств - проблемные активы достигнут уровня 50% от совокупных активов БВУ к концу года. Что непосредственно делает Агентство и сами банки по улучшению качества активов? И есть ли какое-нибудь критическое значение доли безнадежных активов (например 65% от классифицируемых активов), при котором можно говорить, что банковский сектор Казахстана "рухнет"? Спасибо. С уважением, Алибек

Е.Бахмутова: Обычно было, когда 10% безнадежных активов, то это проблема. В мировой практике - когда просрочка по платежам свыше 90 дней. Сейчас у нас по системе такая доля 17%. Но сейчас меняются параметры, что считать критическим, а что нет. Нет такой величины, которая бы говорила - что все, дальше система функционировать не может. В Японии в потерянное десятилетие на балансе находились неработающие активы. Они формально работали как банки, но не могли кредитовать. Считается, что если банк не выдает новые кредиты, то при этом считается что он не выполняет свою миссию. Главное, чтобы банк выполнял достаточность капитала, и мог выдавать новые кредиты. Что касается концепции Фонда стрессовых активов, то следует сказать, когда впервые она была озвучена, тогда в капитал банка не входило государство - фонд «Самрук-Казына». Поэтому сейчас концепцию ФСА нужно рассматривать в контексте последних событий (выделение средств фонда на различные программы). Концепция претерпела ряд изменений. Деньги, которые были в ФСА, они, по сути, направлены на те же самые цели, на которые они могли быть направлены путем выкупа стрессовых активов. Они опосредовано будут идти через банки. И будут направлены на оздоровление финансового портфеля, потому что это оздоровление заемщиков и некоторая ликвидность для банков, поэтому, мне кажется, надо быть гибким в восприятии. Кроме того, есть еще одна опция - готовится меморандум по ФСА, в нем будут оговорены разные направления его работы.

Вопрос: Как сильно изменятся условия заимствования для отечественных финансовых учреждений на мировых рынках капитала и какие меры будут предприняты со стороны Правительства по ограничению внешних заимствований?

Е.Бахмутова: Условия заимствования изменятся не только для наших финансовых институтов, но и для всего рынка. Потому что это обсуждается на всех мировых форумах. Хождение сложных структурных инструментов претерпит изменения и ограничения. Также торговля деривативами может существенно измениться. Сейчас на западе обсуждается возможность для существенного ограничения обращения деревативов, по которым не понятные объемы, непонятная цена образования. Сейчас это обсуждается активно в США.

Что касается внешних заимствований, по отношению к банковскому сектору все ограничения, которые можно было произвести со стороны АФН, проведены. Последний этап ужесточений завершен. Вошел в действие с 1 июля текущего года. Хочу напомнить, что у нас есть такое официальное соотношение объема внешних заимствований по отношению к собственному капиталу. Оно не может превышать 2 раз. У нас есть ограничение, так называемого, оптового финансирования - привлечение с рынка, включая выпуск ценных бумаг. Такое ограничение -3, то есть не более 3 размеров капитала могут составлять размеры внешних и оптовых привлечений банков. Дальше мы будем двигаться в направлении того, что будем принимать во внимание не только прямые и внешние привлечения, но и привлечения опосредованные - через забалансовые обязательства. Чего раньше не делали. Эту норму мы уже ввели.

Следующее направление, по которому мы будем двигаться как регулятор, это контроль внешних и оптовых привлечений не только на уровне самого банка, но на уровне всей группы, с включением его дочерних и зависимых компаний. Об этом мы тоже объявили.

С точки зрения банковского сектора, на уровне микрорегулирования, пруденциального регулирования, все нормативы приняты. Не надо забывать и о связанной стороне. Это то, что заимствования должны регулироваться не только в банковском секторе, но и в целом по экономике. Имеется ввиду и государственные заимствования, и заимствования со стороны корпораций, в том числе и межфирменная задолженность, хотя она представляет наименее рискованный сегмент, но тем не менее...

Вопрос: Уважаемая Елена Леонидовна! В свете перспектив и тенденций, складывающихся на внешних и внутреннем фондовых рынках, дальнейшего посткризисного развития экономического состояния мирового сообщества и нашей республики в период осень 2009 года и первого полугодия 2010 года, не приведет ли, по Вашему мнению, ужесточение норм пруденциального регулирования для субъектов финансовой системы Казахстана, вступивших в силу в октябре текущего года, к первым системным дефолтам групп инвесторов и эмитентов Казахстанского рынка ценных бумаг?

Е.Бахмутова: Ужесточение норм пруденциального регулирования для субъектов финансовой системы. К дефолту могут привести не нормы регулирования, а скрытые проблемы, которые регулирование скорее всего выявило. Кризис еще не закончился. Надо быть готовым к любым аспектам. Но мне, кажется, это не означает, что надо под предлогом обнажения проблем уйти от регулирования. Регулирование должно перестраиваться, носить контрциклический характер. Но контрцикличность в нашей ситуации проявляется в том, что поскольку мы вводили нормы, когда был высокий рост, но может, недостаточно активно, и жестко. Сейчас, на этапе. Когда финрынок еще не вышел из кризиса, некоторые нормы носят отсроченный характер. В частности, повышение требований по капиталу отложили до 1 июля 2011 года, когда считаем, что ситуация прояснится. Некоторые нормы войдут в действие с 1 января 2011. Какие-то сильно жесткие нормы мы не вводим немедленно. Но мы объявляем о них сегодня. Если не объявим, что боюсь, что наступит эйфория такая что... Поэтому сейчас, пока все помнят о проблемах, воспринимают их всерьез, сейчас как раз подходящее время для того, чтобы все наши предложения по разумному регулированию объявить, обосновать, а затем внедрять их по мере того, как будет развиваться ситуация. А некоторые мы считаем требуют внедрения сегодня, как например, изменения в правилах, касаемых выдачи кредитов в валюте. Мы считаем, что продолжать выдавать кредиты в валюте заемщикам, которые не имеют валютной выручки, это создавать системы риска для будущих времен. Сейчас надо остановится. Да, к сожалению, наша система фондирования такова, что более половины вкладов у нас в валюте. Плюс существенная доля внешних заимствований. Это предполагает такую структуру с перекосом в области валютного фондирования. Но это не предполагает, что банки должны передавать свой валютный риск на заемщиков. Иначе валютный риск в сложных условиях трансформируется в кредитный риск, что мы наблюдали в момент девальвации. Кредиты в валюте конечно должны продолжать выдаваться. Но такие кредиты должны получать крупные компании-экспортеры, или компании, которые в состоянии захеджировать свои риски на рынке. А потребительские и ипотечные кредиты лучше брать в тенге. Поскольку и зарплата в тенге, доходы зависят от тенге. Иначе потом масса жалоб. Потому что когда в договоре указана индексация от валюты, то по сути люди подписываются на валютный кредит. Эта норма введена с 1 сентября и касается вновь выданных займов. Сейчас банки пытаются найти выход из положения, требуют развития валютных свопов. Так и так он требует развития, для этого необходимы усилия госорганов, экспортеров. Мне кажется, здесь надо двигаться по всем направлениям, а не пытаться скрыть этот риск, чтобы его не видеть. Он есть, он присутствует - говорим мы о нем или нет.

Вопрос: Добрый день! Видение АФН по вопросам развития финансового сектора в случае выявления недостатков в деятельности финансовых институтов оставляет за регулятором право выставлять более высокие индивидуальные требования. Как предполагается определять эти недостатки? В чем будут заключаться более высокие индивидуальные требования? Что значит индивидуальные требования, если есть единые нормативы? Насколько объективным и непредвзятым будет подход в выдвижении этих требований, если пока нет четких параметров в их определении? Планируется ли применять эти индивидуальные требования в ближайшее время?

Е.Бахмутова: У нас введены правила мер раннего реагирования. Это подзаконный нормативный акт, который был принят в реализацию при принятии закона о финустойчивости. Эта система касается всех секторов финрынка. Она позволяет выявлять проблемы на основании определенных показателей. Это еще не нарушения, но уже говорит о том, что финансовый институт находится в неустойчивом положении. В мире обсуждается вопрос о том, что институты, которые несут в себе системные риски, системообразующие институты, к ним должны быть предъявлены более высокие требования по достаточности капиталу. Пока эта норма носит обсуждаемый характер. Но мне кажется это оправданным. Потому что ликвидация, реорганизация системообразующего института несет в себе больший риск для всех участников рынка. для того, чтобы закрыться от этой угрозы, нужно конкретные требования к капитализации этих институтов, не только в абсолютном , но и в относительном выражении. То есть большие нормативы по достаточности капитала. Этот вопрос сейчас обсуждается. Второй вариант - требуется создание уже на этапе работы, или на этапе создания, системы, при которой бы сам финансовый институт знал, как он будет ликвидироваться в случае системного риска. Это обсуждается. Но повышенные нормативы могут применяться именно по такого рода финансовым институтам. ... Будут предъявляться повышенные требования по достаточности капитала, ликвидности и планов действия при ликвидации.

Вопрос: Здравствуйте, каково Ваше видение по электронным деньгам для коммерции в Интернете? На сегодняшний день в Казахстане нет ни одной легализованной платежной системы. Как АФН планирует регулировать эту область (Интернет-платежей)?

Е.Бахмутова: Это вопрос к пересечению полномочий. Если это вопрос платежной системы, то этот вопрос больше к Нацбанку. Но, я так поняла, что этот вопрос больше к фондовой бирже. Мы обсуждали недавно этот вопрос на Конституционном совете. Безусловно, должны быть разные возможности и разные системы электронной работы на бирже. Биржа сейчас в этом направлении работает, рассматривает потенциальные возможности. Опять же, с учетом того, что должны учитываться риски, которые несет в себе эта платежная платформа. Но конкуренцию желательно иметь на всех участках рынка, в том числе и на этом.

Ведущий: К сожалению, время нашей он-лайн конференции подходит к концу. Мы благодарим Елену Леонидовну за интересные ответы, за уделенное нам время. За эти два часа мы успели задать только часть вопросов, но хотим напомнить, что ответы на оставшиеся ваши вопросы будут опубликованы на портале BNews,kz в ближайшее время. Также смотрите и читайте все материалы прошедшей конференции, а это видео, фото, новости и аналитику www.bnews.kz .

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123