Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

О тендениях в страховании Казахстана

16 Февраль 2010 0 812 (с) and.kz

Страховщиков нередко называют продавцами воздуха, однако в этой работе в первую очередь ценится умение держать обещания. Во всяком случае, так считает председатель правления страховой компании «Альянс Полис» Зауреш Далеева.

О правилах хорошего тона в общении с клиентами, антистрессовых рецептах и последних тенденциях в сфере страхования г-жа Далеева рассказала в беседе с «&».

- Зауреш Ерсаиновна, какие виды страхования, востребованные до кризиса, сейчас не пользуются популярностью?

- На мой взгляд, менее востребованными стали продукты по страхованию залогового имущества. В связи с сокращением объема кредитования уменьшилось количество полисов по страхованию ипотечных займов, автокредитованию и т.п. В других классах страхования сокращения не произошло. Что касается продуктов имущественного страхования, то спрос на них сократился на 21%. Но предприятия, как и прежде, продолжают страховать риски. Правда, у них уменьшилась численность сотрудников и в результате сократились объемы по страхованию гражданско-правовой ответственности работодателя.

По медицинскому страхованию сокращения не произошло, хотя именно здесь мы его ожидали. В первой половине прошлого года компании значительно урезали статьи расходов по социальным пакетам, в том числе по программам добровольного медицинского страхования, отказываясь от него или предпочитая более дешевые программы. Во втором полугодии ситуация изменилась. В нашей компании, например, в 2009 году произошел рост продаж по медстрахованию на 94% по сравнению с 2008-м. Если раньше мы занимались медицинским страхованием от случая к случаю, то в прошлом году провели целенаправленную работу: открыли специальный департамент по данному направлению, выделили специалистов, - кстати, многие из них наряду с опытом в страховом бизнесе имеют медицинское образование, - приобрели новое оборудование для нашей клиники и перевели ее в центр города.

- А с чем, по-вашему, связан такой всплеск активности в сфере медстрахования?

- Прошлый год был богат на стрессы. Участились случаи обращения в клиники с сердечно-сосудистыми и нервными заболеваниями. Понятно, что кризис не преминул сказаться на здоровье граждан. К тому же с оптимизацией расходов многие специалисты возложили на себя дополнительные обязанности. И медицинский полис от работодателя служил некоей поддержкой в этот нелегкий период.

- Как вам лично удается побеждать стрессовые ситуации?

- Помогает философский подход: ничто не вечно на земле, и за черной полосой последует светлая. За 11 лет работы на страховом рынке чего я только не видела и не испытала. Как оказалось, трудности закаляют, делают тебя сильнее. Поэтому основные составляющие моего антистрессового рецепта - выдержка, опыт и мудрое отношение к жизни.

- Вернемся к теме медицинского страхования. Как вы относитесь к идее перевода медицинского страхования из добровольного в обязательное?

- Во многих зарубежных странах добровольный и обязательный виды медицинского страхования работают параллельно, одновременно. По-моему, неправильно ставить вопрос о переводе добровольного медстрахования в обязательное. Обязательное медстрахование может повысить качество и уровень медицинских услуг в Казахстане.

- Эксперты прогнозируют некое оживление на рынке общего страхования в 2010 году. Как, по-вашему, благодаря каким факторам это может произойти?

- Думаю, что люди именно в период кризиса перестают думать, как защитить свое имущество. Многие предприятия готовились к худшему. Но дно кризиса пройдено, и клиенты перестали делать запасы. Считаю послекризисный настрой поспособствует тому, что будет больше выделяться средств на продукты страхования. Страхование - тот инструмент, без которого не обойтись людям самодостаточным, собственникам имущества в особенности.

Сокращение по добровольному автострахованию произошло из-за снижения объемов автокредитования. По этому классу в Казахстане застраховано где-то 5-10% автовладельцев, кстати, по обязательному виду - реально - немногим более 60%. Те автовладельцы, которые приобретали полисы добровольного автострахования осознанно, продолжают их покупать. У всех по-разному: кто-то перешел на недорогие программы, кто-то, наоборот, переориентировался на дорогие полисы. Что касается рынка ГПО автовладельца, то здесь царит жесткая конкуренция. За эту долю пирога страховщики бьются. И дело тут не в прибыли - она невысока, а в том, что этот вид страхования, как никакой другой, способствует узнаваемости компании.

- Есть ли сегодня смысл внедрять нетипичные для Казахстана продукты страхования? Выводит ли ваша компания новые продукты на рынок?

- Мы планируем вывести такой продукт, как страхование многоквартирных домов. Страхование имущества в целом - социально значимый вид. Нередко приходится слышать о том, как люди остаются без жилья из-за наводнений, взрывов газовых баллонов, пожаров. Для нашей республики характерны природные катаклизмы, так, в ЮКО ежегодно происходят наводнения, в Алматинской области - оползни и т.п.

Однако пока еще страхование все-таки не является предметом первой необходимости. Эксклюзивная добровольная страховка относится скорее к элитным покупкам, которую может себе позволить не каждый. Казахстанский рынок не созрел для такого вида страхования. Время необычных продуктов страхования еще не пришло, и спроса на них со стороны населения не наблюдается.

- Дело, наверное, в низкой культуре страхования в Казахстане?..

- Да, так и есть. Многие казахстанцы не знают, например, о том, что они имеют полное право требовать страховые выплаты, если автобус, в котором они ехали, попал в ДТП. Или многие не знают, что фонд гарантирования страховых выплат может покрыть расходы, в случае если виновник ДТП скрылся с места или если их сбила машина, когда они переходили дорогу.

- Поменяли ли вы стратегию вашей компании в этом году?

- Да. Если прошлый год для большинства игроков страхового рынка был попыткой выжить, то в этом году перед уцелевшими компаниями стоят совсем иные цели. 2009-й мы закончили с прибылью. И сейчас нацелены на расширение и увеличение доли на рынке, еще больше сосредоточимся на регионах. Планируем развивать розницу. В сфере медицинского страхования намерены улучшать сервис.

- В Казахстане практически отсутствует профессиональное обучение страховому бизнесу. В любой страховой компании найдутся, может быть, всего два-три человека со специальным образованием. Как с этим обстоит дело в вашей компании?

- Мы, как и другие страховые компании, обучаем персонал самостоятельно. У нас есть внутреннее обучение. Так, в «Альянс Полисе» работает свой тренер по специально созданным методикам, программам. Начинающих менеджеров по продажам и сотрудников бэк-офиса обучают более опытные наставники - профессионалы компании. Есть и внешнее обучение - лучших специалистов мы направляем за границу. Страховая сфера испытывает дефицит высококвалифицированных кадров. Кстати, «Альянс Полис», будучи первой среди страховых компаний Казахстана, начинает обучать практическому страховому делу студентов региональных вузов. И скоро в Северо-Казахстанском государственном университете открывается первая практическая лаборатория по страховому делу, где наши специалисты будут знакомить студентов с особенностями профессии уже на практике.

- Некоторые руководители из-за сильной загруженности нередко прекращают самообразование, считая, что знают достаточно, чтобы управлять компанией и дальше. Вас можно отнести к числу таких управленцев?

- Нет, мне кажется, что всегда нужно двигаться вперед. Без определенных знаний можно сильно запутаться в паутине проблем. Я не прекращаю заниматься самообразованием, так, в этом году я планирую получить степень MBA.

- Вы считаете себя успешным руководителем?

- Какой прямой вопрос. Отвечу так: нет предела совершенству. Мне есть куда двигаться.

- То, что вы имеете сейчас - это только ваша заслуга или кто-то помог вам в продвижении по карьерной лестнице?

- Нет, как-то всего добилась сама. Я достаточно быстро двигалась по карьерной лестнице. За пять лет я из страхового агента выросла до председателя правления. Я схватываю все на лету, и благодаря этому меня вскоре назначили менеджером по продажам, а затем я выучилась на актуария. Было тяжело в учении, зато сейчас легко в бою. И я очень рада, что я прошла все стадии, и теперь я отлично знаю, как общаться с клиентами, как сподвигнуть их приобрести полис, какие бывают клиенты и то, что они всегда правы. Всегда нужно демонстрировать позитивное отношение к клиенту: показывать уважение, беседу вести дружелюбным тоном, и тогда увеличиваются шансы завоевать лояльность даже самого конфликтного из них.

- Что помогло вам добиться успеха в бизнесе?

- Чтобы добиться успеха, нужно быть вовлеченным в дело, отдаваться ему с душой и на все 100%, любить свою профессию и уметь передать это своим сотрудникам. Многие сотрудники отсиживают по принципу «за что платят, то и буду делать». Это большая ошибка, лидер так поступать не должен. Но очень часто простые специалисты боятся высказать свое мнение. Однако если ты можешь привести весомые аргументы в пользу своей точки зрения, то нужно доказывать, говорить и ни о чем не умалчивать. Бывает, их свежие идеи и решения служат во благо компании! Я стараюсь, чтобы сотрудники высказывали свое мнение, хотя не всем это свойственно.

В каждой организации свои правила. Если руководитель придерживается авторитарного стиля «я сказала, так и будет», то сотрудники не станут по-настоящему болеть за компанию и полностью вовлекаться в рабочий процесс. Здесь главное - придерживаться золотой середины, используя известный всем метод кнута и пряника.

- А какой кнут используется в «Альянс Полисе»?

- Давайте сначала расскажу о пряниках. Это материальное стимулирование. Любая идея, которая принесет прибыль компании, будет премирована. У нас внедрена бонусная система на основе KPI. За нарушение дисциплины и нанесение материального вреда компании нерадивые сотрудники могут лишиться квартальных бонусов. А вообще у нас очень хорошие отношения между сотрудниками, это сплоченная команда, и это здорово!

- С каким кредо вы шагаете по жизни?

- Я каждое утро встаю и радуюсь тому, что начинается день, что у меня есть любимая семья, работа, что небо голубое и солнце светит. Прежде всего я считаю, что бизнес должен быть честным, и не терплю людей, которые не выполняют свои обязательства. Ведь не секрет, что страховщиков такими и считают. Фактически мы продаем обещания, как продавцы воздуха. Это обещания выплатить все в будущем. И самое главное для меня - это сдержать слово. На этом наш бизнес и построен.

Сауле Ынтыкбаева

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123