Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

NFC: когда заплатит смартфон?

30 Март 2011 0 2511 (с) slon.ru
NFC: когда заплатит смартфон?

Показательные факты о настоящем и будущем технологии, которая должна стать для нас обыденной уже через несколько лет.

Наибольшего прогресса в области применения NFC добились Япония и McDonald's.

Еще в 2008 году глобальная сеть фастфуда запустила в Японии акцию Kazasu Coupon (kazasu - двигаться вперед). Ее суть заключается в том, что на мобильные телефоны клиентов по NFC отправляются скидочные купоны, которые потом используются для бесконтактной оплаты заказа с мобильника. Заказ можно сформировать прямо на своем смартфоне и передать заказ с учетом скидки, просто проведя его перед считывающим устройством. А потом оплатить заказ, снова сделав одно движение телефоном перед считывателем. C лета этого года NFC-сканеры должны появиться во всех ресторанах McDonald's в Великобритании. Корпорации Google, MasterCard и Citigroup создают систему мобильных платежей на основе технологии Near Field Communication (NFC), позволяющей оплачивать покупки и услуги с помощью Android-смартфонов. Оплата будет происходить по принципу wave-and-pay («взмахни и заплати»): владелец смартфона проносит его перед специальным датчиком, и сумма списывается со счета. Информация о платеже передается от чипа в телефоне к приемнику у кассира. Про NFC говорят уже несколько лет, но именно этот год должен стать для технологии переломным - сейчас ее тестирует сразу несколько крупных компаний. По оценкам Juniper Research, если в 2009 году мировой объем транзакций с помощью NFC составил $8 млрд, то к 2014 году он превысит $110 млрд.

Slon.ru собрал показательные факты о настоящем и будущем технологии, которая должна стать для нас обыденной уже через несколько лет.

Борьба за рынок

Крупнейшие платежные системы уже сейчас начинают делить будущий рынок NFC. Если MasterCard работает над NFC-проектом совместно с Citigroup и Google, то Visa выбрала в качестве партнера крупнейший банк США Bank of America. Конкуренцию платежным системам составят сотовые операторы AT&T и Verizon Wireless: они при поддержке финансовых организаций Discover Financial Services и Barclays Plc тоже работают над сервисом, позволяющим оплачивать товары смартфоном. Партнерство MasterCard, Google и Citigroup сегодня самое многообещающее, уверены американские аналитики. Ведь благодаря Google технология получает прямой выход на перспективные смартфоны, да еще и обязательную адаптацию к популярной операционной системе.

Apple выжидает

Роль главного проводника NFC в массы предрекали Apple. Полгода публика активно обсуждала слухи о появлении модуля NFC в iPad 2 и iPhone 5. Во втором iPad технологии не оказалось, и в пятом iPhone, как уверяют в Apple, ее тоже не предвидится. По официальной версии, компания отказалась от использования NFC ввиду «отсутствия единого стандарта в индустрии». По неофициальной - Apple разрабатывает альтернативную технологию, которая позволит совершать бесконтактные платежи посредством учетных записей iTunes. Учитывая любовь менеджмент Apple к оригинальным решениям, такой вариант совсем исключать нельзя.

Спускайтесь в метро

Пока инфраструктура для NFC-покупок еще только строится, технологию начинают тестировать для бесконтактных платежей на транспорте. Дальше всех продвинулись азиатские города. Оплатить проезд в общественном транспорте с помощью мобильного телефона уже можно в Гонконге, Сингапуре и Токио. В Европе такой же сервис уже есть в Ницце, а с апреля заработает в Милане. В 2012 году NFC планирует внедрить и Великобритания, за которой собираются последовать Германия, Нидерланды, Испания и Польша. В России возможности NFC тестируются операторами мобильной связи в метрополитене.

Банкоматы устареют

Банки до последнего времени относились к NFC настороженно. Ведь масштабное развитие технологии потребует значительных инвестиций в обновление инфраструктуры. В магазинах, помимо стандартных POS-терминалов, должны появиться NFC-считыватели, изменятся каналы передачи информации о транзакциях. Отдельная проблема - банкоматы. Если NFC-телефоны станут массовыми и начнут постепенно замещать традиционные кредитки, нынешние банкоматы потребуют серьезной модернизации. Прототипы банкоматов будущего уже есть. Пользователь помещает телефон рядом с банковским терминалом, который идентифицирует личность владельца телефона и считывает защищенную информацию прямо с мобильника; дальше вводится PIN-код, и клиент получает доступ к деньгам на своем банковском счете. Важное достоинство NFC-телефонов в таком случае - это возможность хранить в них информацию сразу о нескольких банковских карточках.

Завалят купонами

NFC - это еще и революция на рынке маркетинга. Расплачиваясь за покупки с помощью телефона, пользователи оставляют массу информации о себе: о покупательских предпочтениях, регулярности покупок, их локализации и т.д. Предполагается, что магазины смогут предлагать скидки владельцам смартфонов в тот момент, когда они проходят мимо торговой точки, или присылать на телефон электронные купоны на скидки, которые будут автоматически срабатывать при оплате.

В крупнейшем скидочном сервисе Groupon признаются, что ждут развития NFC с надеждой и страхом. С одной стороны, технология сможет стать дополнительным источником информации о потребителях и даже оперативным каналом продаж скидок. С другой - с помощью NFC торговцам удобнее распространять информацию о скидках самостоятельно.

Досье на потребителя

Масштабное развитие NFC будет неизбежно связано с многочисленными скандалами вокруг прайвеси и защиты личных данных. То, что пережили в последние годы социальные сети и интернет-сервисы, испытают на себе мобильные операторы и банки. NFC потенциально очень привлекательна для рекламодателей - особенно в связке с повсеместными геолокационными сервисам. Технология позволит рекламодателям следить за списком покупок конкретного человека. И такое исчерпывающее пользовательское досье, конечно, не оставят без внимания контролирующие органы и общественные организации.

Кто заказывает музыку

NFC - это не только платежи. Возможности точной беспроводной связи на небольших (до нескольких сантиметров) расстояниях позволяют использовать технологию и в других практических целях. Дальше всех в этом, как обычно, преуспели японцы, предложившие несколько вариантов применения NFC в бытовых приборах и электронике. Например, планируется выпускать NFC-совместимые стереосистемы с поддержкой Bluetooth: появится возможность использовать любой NFC-телефон для трансляции музыки. Параллельно намечен выпуск NFC-телевизоров (подносишь NFC-мобильник к телевизору, и фотоснимки с него появятся на большом экране) и NFC-принтеров.

Чизбургер в телефоне

Наибольшего прогресса в области применения NFC добились Япония и McDonald's. Еще в 2008 году глобальная сеть фастфуда запустила в Японии акцию Kazasu Coupon (kazasu - двигаться вперед). Ее суть заключается в том, что на мобильные телефоны клиентов по NFC отправляются скидочные купоны, которые потом используются для бесконтактной оплаты заказа с мобильника. Заказ можно сформировать прямо на своем смартфоне и передать заказ с учетом скидки, просто проведя его перед считывающим устройством. А потом оплатить заказ, снова сделав одно движение телефоном перед считывателем. C лета этого года NFC-сканеры должны появиться во всех ресторанах McDonald's в Великобритании.

Петр Биргер

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123