Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Некачественные товары и меры борьбы с ними

3 Июль 2012 4 7926 (с) vecher.kz
Некачественные товары и меры борьбы с ними

На вопросы читателей "Вечерний Алматы" о качестве потребительских товаров, а так же мерах, который стоит предпринимать при продаже некачественных товарах отвечает директор департамента Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК по городу Алматы Шаркан МАЖИДЕНОВ.

- На городских рынках над прилавками продавцов часто висят таблички, гласящие, что купленный товар возврату и обмену не подлежит. Скажите, насколько законны такие действия, ведь чеки на базаре тоже не выдают?

Шаркан МАЖИДЕНОВ: В Законе РК «О защите прав потребителей» есть статья, по которой продавец обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение 14 календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара. За исключением лекарственных средств, нательного белья, чулочно-носочных изделий, животных и растений. Зачастую на городских рынках отсутствуют кассовые аппараты и действительно покупателю не выдают чек. С этим сталкиваются и наши сотрудники во время проведения контрольных закупок. В этом случае наши специалисты обращаются к администрации рынка, и она за своей печатью выдает товарный чек. Но обмануть покупателя, подсунув некачественный товар, могут не только на рынках, но и в элитных бутиках. Поэтому при покупке всегда требуйте чек и отстаивайте свои права. Поскольку по закону потребитель имеет право на получение у продавца документов, подтверждающих факт приобретения товара. Тем не менее отсутствие у покупателя документа, подтверждающего покупку, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания.

В Законе РК «О защите прав потребителей» есть статья, по которой продавец обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение 14 календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара.

- Насколько наши стандарты на продукты питания, одежду, игрушки соответствуют международным? Мы, к примеру, покупали игрушки детям за границей с сертификатом качества, к которому прилагается заключение медиков, пожарных и санитарных служб. У нас такого нет. Поэтому хотелось бы узнать, насколько безопасной может быть продукция, реализуемая в нашей стране.

Ш. М.: Если говорить о государственных стандартах, то они процентов на 70 в настоящее время гармонизированы с международными. Тем не менее постоянно идет процесс совершенствования, и в планах ближайших двух-трех лет доведение гармонизации до международных стандартов до 76 процентов. Что касается непосредственно игрушек, то они подлежат обязательному подтверждению соответствия. То есть все игрушки, которые находятся в реализации, должны иметь сертификаты соответствия. В магазинах, конечно, в этом плане больше порядка, чем на базарах, поэтому, покупая игрушки в торговых центрах, вы можете потребовать сертификат соответствия. Одежда и обувь для детей также подлежат обязательной сертификации. Если же продавец по каким-либо причинам отказывается представить вам документ соответствия, то советую не приобретать этот товар. Возможно, он не прошел сертификацию и не соответствует требованиям безопасности.

- Скажите, принимаются ли какие-то меры к продавцам, не имеющим сертификаты качества на реализуемую продукцию.

Ш. М.: Конечно, к примеру, за пять месяцев текущего года было проведено 200 проверок, в ходе которых выявлено 115 нарушений, наложено 137 постановлений об административных штрафах на сумму более пяти миллионов тенге. В прошлом году было проведено 650 проверок, а сумма штрафов превысила 20 миллионов тенге.

За пять месяцев текущего года было проведено 200 проверок торговых точек, в ходе которых выявлено 115 нарушений, наложено 137 постановлений об административных штрафах на сумму более пяти миллионов тенге. В прошлом году было проведено 650 проверок, а сумма штрафов превысила 20 миллионов тенге.

- Как вы думаете, нужно ли ужесточить казахстанское законодательство в области сертифицирования товаров?

Ш. М.: Как вы знаете, Казахстан вошел в Таможенный союз, создано единое экономическое пространство. В соответствии с этим сейчас унифицируются нормативные документы наших стран. Таким образом, в скором времени мы будем работать с Белоруссией и Россией по единым нормативным документам - единым техническим регламентам Таможенного союза, единым ГОСТам. Это делается для того, чтобы предприниматели могли свободно реализовывать свою продукцию одновременно в трех странах. К примеру, если наш бизнесмен привезет товар для продажи в Россию или Белоруссию, то ему не потребуется проводить дополнительные испытания.

- Здравствуйте. Дело в том, что месяц назад я приобрела новый сотовый телефон, который постоянно ломается. Я его ношу в сервисный центр по гарантии, там его ремонтируют, но он опять ломается. Хотелось бы узнать, могу ли я вернуть этот неисправный телефон и получить назад свои деньги.

Ш. М.: В принципе, если у вас на руках есть чеки и все документы на телефон, вы можете обратиться в общество по защите прав потребителей. Они вас проконсультируют и помогут вернуть некачественный товар. Помимо этого общество по защите прав потребителей или непосредственно вы сами можете обратиться в наш департамент, специалисты проведут на данной торговой точке внеплановую проверку, в ходе которой будет проверяться наличие на сотовые телефоны сертификатов соответствия, а при выявлении нарушений законодательства по техническому регулированию владельцы торговой точки будут оштрафованы и получат предписания об устранении выявленных нарушений, при необходимости будут выписаны предписания о запрете реализации товаров, имеющих несоответствия.

- У меня растет маленький ребенок, подскажите, как не ошибиться в выборе детских игрушек и как из всего разнообразия приобрести качественный товар. Можно ли на месте определить, насколько безопасна продукция?

Старайтесь не приобретать товар для детей на городских рынках. Игрушки обязательно должны иметь сертификаты соответствия, но на городских рынках в большинстве случаев такой документ покупателям не представляется.

Ш. М.: Старайтесь не приобретать товар для детей на городских рынках. Игрушки обязательно должны иметь сертификаты соответствия, но на городских рынках в большинстве случаев такой документ покупателям не представляется. Желательно приобретать игрушки для ребенка в крупных супермаркетах или специализированных магазинах, поскольку их владельцы более законопослушны, и опыт проверок, которые мы проводим, показывает, что в подавляющем большинстве случаев реализуемые в магазинах игрушки имеют сертификаты безо­пасности и соответствуют требованиям, указанным в нормативных документах.

- Мы часто покупаем замороженную курицу в небольшом магазинчике рядом с домом. При разморозке вода из-под курицы приобретает мыльную консистенцию. Если я недовольна таким товаром, куда я могу обратиться с жалобой на некачественную продукцию магазина?

Ш. М.: При департаменте Комитета технического регулирования и метрологии по Алматы открыта общественная приемная, куда вы можете обратиться, позвонив по телефонам: 303-91-43, 303-90-94. Здесь вам дадут консультацию. Вы также можете проехать к нам, для того чтобы написать заявление. Тогда специалисты департамента на месте проверят продукцию данного магазина.

- Скажите, куда обращаться в случае недоброкачественной услуги, оказанной на городских СТО? Это больная проблема для всех автолюбителей. Дело в том, что станций технического обслуживания в мегаполисе предостаточно, но зачастую на них оказывают услуги непрофессионалы. Да и доказать их вину достаточно сложно, поскольку, как правило, чеки на СТО не выдают. Как нам быть в этом случае?

Ш. М.: С этой проблемой вы также можете обращаться в наш департамент. Напишете заявление, мы проведем проверку. Если факт нарушения будет выявлен, мы примем соответствующие меры. В принципе, в наш департамент могут обращаться все потребители услуг и продукции.

По закону потребитель вправе вернуть или обменять товар надлежащего качества. В случае обмена и разницы в стоимости необходимо произвести перерасчет с продавцом.

- Можно ли вернуть в магазин товар, если он мне просто не понравился? К примеру, я купила телевизор, а он не гармонирует с цветом моих обоев.

Ш. М.: По закону потребитель вправе вернуть или обменять товар надлежащего качества. В случае обмена и разницы в стоимости необходимо произвести перерасчет с продавцом.

- В последнее время при продаже техники в сети магазинов известной фирмы не проверяют ее работу. Если выяснится, что телевизор не работает, то в течение двух недель вы можете вернуть его в магазин. Насколько законны такие требования?

Ш. М.: Продавец обязан на месте проверить, работает ли техника. Вы как потребитель имеете право на проверку качества, комплектности, веса, объема, количества, размера приобретаемого товара.

- Как поступить, если в продовольственном магазине мне продали просроченный товар?

Ш. М.: Во-первых, вам необходимо вернуть товар в магазин, и продавец обязан обменять вам его на другой с нормальным сроком хранения. Во-вторых, вы можете сообщить об этом факте в общественную приемную, открытую при нашем департаменте. При наличии заявления специалисты выйдут на внеплановую проверку в этот магазин, и если факты подтвердятся, владелец торговой точки будет оштрафован, кроме того, будет дано предписание об устранении имеющихся нарушений.

- В соседнем супермаркете я часто покупаю зефир в упаковке. Дома взвешиваю на своих электронных весах и часто выявляю недовес. Подскажите, куда мне обратиться.

Ш. М.: Вы можете обратиться в наш департамент с заявлением о данном факте. Специалисты департамента выйдут на внеплановую проверку с переносными электронными весами, отберут образцы фасованной продукции, проведут взвешивание и при выявлении факта недовеса продукции составят протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым на владельца торговой точки будет наложен административный штраф.

На каждом рынке имеются контрольные весы, которые должны раз в год проходить поверку. Это входит в обязанности администрации рынка. Если у вас возникло подозрение, что овощи или фрукты отпущены с недовесом, обязательно воспользуйтесь контрольными весами. Очень часто продавцы овощей и фруктов на рынках пользуются при реализации своей продукции бытовыми весами, что запрещается законодательством республики.

- При покупке овощей и фруктов на ближайшем рынке часто обнаруживаю, что переплатила, поскольку дома выявляется недовес на 200-400 граммов. Как можно воздействовать на зарвавшихся продавцов и навести здесь порядок?

Ш. М.: На каждом рынке имеются контрольные весы, которые должны раз в год проходить поверку. Это входит в обязанности администрации рынка. Если у вас возникло подозрение, что овощи или фрукты отпущены с недовесом, обязательно воспользуйтесь контрольными весами. Очень часто продавцы овощей и фруктов на рынках пользуются при реализации своей продукции бытовыми весами, что запрещается законодательством республики. Бытовые весы не обеспечивают необходимой точности взвешивания. Продавцы должны пользоваться весами, которые включены в государственный реестр, и обязательно один раз в год проходить процедуру поверки. Задача администрации рынка - обеспечить продавцов соответствующими весами, что зачастую ими игнорируется. Кроме того, вы можете обратиться с заявлением в наш департамент о фактах использования на рынке бытовых весов, что будет достаточным основанием для проведения внеплановой проверки этого рынка. При подтверждении фактов использования в коммерческих операциях бытовых весов владельцы рынка и продавцы будут оштрафованы. Будут выписаны предписания о запрете использования бытовых весов и об устранении выявленных нарушений.

- Если мне реализовали некачественный товар, вы можете истребовать с торгового предприятия моральный ущерб в мою пользу?

Ш. М.: В компетенцию нашего департамента не входит истребование морального или материального ущерба. Этим занимаются судебные органы. По данному вопросу вы можете обратиться в общества защиты прав потребителей, специалисты которых помогут вам подготовить в суд необходимые документы или решить ваш вопрос с руководством торгового предприятия по мировому соглашению.

По материалам vecher.kz

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123