Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

«Мы поняли, что время универсальных банков прошло»

2 Июль 2012 0 1109 (с) kursiv.kz
«Мы поняли, что время универсальных банков прошло»

Банк Kassa Nova появился два года назад, спустя всего несколько лет после кризиса, и сразу привлек к себе внимание своим броским названием. С чем связано имя банка и почему его акционеры не ставят задачу быстрого роста, «Къ» рассказал председатель правления Kassa Nova Талгат Куанышев.

- Талгат Жумажанович, каковы результаты работы банка за два года? У вас уже есть прибыль?

- На сегодня у нас есть полностью состоявшийся банк, который проводит все операции в фокусе выбранного сегмента - физических лиц и малого и среднего бизнеса. Финансовые показатели небольшие, но банк, начав с чистого листа, уже вышел на самоокупаемость и даже на прибыль. Сейчас в банке работают 250 человек, есть сеть из 25 точек продаж. За два года у нас появилось около 9 тыс. клиентов. Для небольшого банка это немало.

- Расскажите о бизнес-стратегии банка?

- Мы строго следим за себестоимостью бизнеса, не раздуваем штат, делаем только те вещи, которые необходимы в данный момент. Бизнес-стратегия основана на том, что в Казахстане существует стабильность, люди получают зарплату, это страна с медленно, но прирастающей демографией, здесь есть платежеспособный спрос на кредиты.

Наши основные клиенты - люди за 30, которые хорошо разбираются в технологиях. Поэтому и свой банк мы готовим к этому, хотим создать для клиентов возможности, чтобы они могли пользоваться услугами, не приходя в банк. Для этого мы дадим им хороший интернет-банкинг, карточный сервис, самообслуживание.

Мы хотим построить банк не самый большой в Казахстане, нам это не надо. Мы хотим построить банк для физических лиц и малого и среднего бизнеса, удобный и самый технологически прорывной.

Наши основные клиенты - люди за 30, которые хорошо разбираются в технологиях. Поэтому и свой банк мы готовим к этому, хотим создать для клиентов возможности, чтобы они могли пользоваться услугами, не приходя в банк. Для этого мы дадим им хороший интернет-банкинг, карточный сервис, самообслуживание.

- В вашем банке один менеджер ведет одного клиента от начала до конца...

- Если в других банках один процесс в целях безопасности распределен между многими людьми, то мы практикуем общение одного менеджера с одним человеком, и это дает хороший сервис. С точки зрения безопасности это может быть неоправданно, однако у нас почти нет просроченных займов.

80% штата банка работает непосредственно с клиентами. Они обучены так, что от этих клиентов зависит их карьера, успех, бонусы.

80% штата банка работает непосредственно с клиентами. Они обучены так, что от этих клиентов зависит их карьера, успех, бонусы. Каждый год мы увеличиваем клиентскую базу в два раза. И этот рост сдерживаем - не идем в другие регионы. У нас пока 5-6 регионов, и мы работаем сейчас не над количеством, а над качеством, чтобы не получить разочарованных клиентов.

- Какова у Kassa Nova политика кредитования?

- Мы не даем кредиты на каждом углу, не изучив ситуацию. Сейчас банки вновь вернулись к теме беззалоговых кредитов. Да, возможно, теперь более спокойная ситуация, большой пласт неблагонадежных заемщиков выявлен, но мы все равно считаем, что пока рано, мы не готовы идти на такой риск. Для меня уже подозрительно, если заемщик даже небольшую сумму берет под 45% годовых.

Акцент мы делаем не на документах, ведь справки могут «нарисовать». Мы проводим глубокий неформальный анализ, сами выезжаем домой, на работу к заемщикам, оцениваем их финансовое состояние наглядно.

Продукты у нас стандартные, все залоговые, а это отсекает массу людей, но нам нужно качество. Процедуры демократичные, решение по кредитам выдаем достаточно оперативно. За счет этого нам удается обеспечивать рост. Когда мы только начинали, опытные продавцы говорили: «Вы это не продадите». Но у нас получилось.

- А как проверяете платежеспособность заемщиков?

- В состав разработчиков стратегий нашего банка входят люди, которые работали по этой системе многие годы. За основу мы взяли методы кредитования малого бизнеса ЕБРР, а главным координатором этой программы стал наш управляющий директор Михаэль Шнайдер. Система была оптимизирована к казахстанским реалиям, и она работает! Акцент мы делаем не на документах, ведь справки могут «нарисовать». Мы проводим глубокий неформальный анализ, сами выезжаем домой, на работу к заемщикам, оцениваем их финансовое состояние наглядно. Если ты зарабатываешь $2000, то ты и выглядишь на $2000, если $500, то открываешь холодильник, а там пусто...

- Насколько я знаю, топ-менеджеры Kassa Nova прошли хорошую школу в «АТФБанке»?

- Да, основной костяк топ-менеджеров, и я тоже, работали в «АТФБанке» и других банках. Мы практикуем европейский подход, но в симбиозе с местным опытом.

- На какие финансовые показатели ориентируют банк акционеры?

- Мы считаем, что наша бизнес-модель будет давать возвратный капитал выше рынка. Без ростовщичества, непонятных технологий, без бурного роста, а потом бурного падения. Мы будем плавно двигаться и давать нашим акционерам возвратный капитал выше среднего. В чем была причина кризиса? В том, что во время резкого скачка был потерян контроль роста, пострадало качество. Все показатели за два года выросли у банков на тысячи процентов. Но ведь эти деньги надо качественно собрать, обслужить, раздать. В итоге все понесли потери. Банки сами клиентов разбаловали, поэтому мы видим много пострадавших людей.

Мы с Тимуром Исатаевым поняли, что время универсальных банков прошло, и предложили нашим акционерам, чтобы банки работали в отдельных сегментах - розничном и корпоративном.

- Расскажите немного об акционерах. Председатель совета директоров Kassa Nova Тимур Исатаев также является одним из главных руководителей Forte Bank. Какая связь прослеживается между двумя банками?

- Когда мы решили создать банк, мы видели, что в стране есть спокойствие, ситуация предсказуемая, экономика растет, миграционное настроение нейтральное, можно прогнозировать будущее. Мы с Тимуром Исатаевым поняли, что время универсальных банков прошло, и предложили нашим акционерам, чтобы банки работали в отдельных сегментах - розничном и корпоративном.

Костяк казахстанских банков - универсальные банки, это несет в себе массу проблем: потеря управляемости, рост бюрократии. Но нельзя быть хорошими для тех и для тех. Поэтому мы решили, что наш родственный банк - Forte Bank - будет заниматься предоставлением услуг корпоративному сектору, это не обязательно крупный бизнес, это все юридические лица, от малых до больших. А наш банк - Kassa Nova - взял направление на физических лиц с небольшим нахлестом на малый и средний бизнес. Основной упор - на физические лица. Акционеры нас одобрили.

На латинском языке Kassa - это банк, Nova - новый. Kassa Nova - это банк, который хочет работать по-новому.

Я являюсь членом директоров Forte Bank, а Тимур Исатаев - главой совета директоров Kassa Nova. Мы постоянно общаемся и в курсе дел наших банков.

- Forte, Kassa Nova - изначально Вы решили, что так будут называться два банка или же названия пришли потом?

- Название мы подбирали так, чтобы в условиях мультикультурности, глобализации не было проблем с пониманием сути банка. Kassa Nova - это «Новая Касса». Понятно для всех. На латинском языке Kassa - это банк, Nova - новый. Kassa Nova - это банк, который хочет работать по-новому. Мы хотели уйти от старых советских шаблонов типа «Цветмет», «КиргизМеталл» и так далее, чтобы не было проблем у инвесторов и клиентов с произношением, пониманием.

- А не смущает ассоциация с «Казанова»?

- Элемент юмора тоже должен быть. Мы не хотели, чтобы люди, а мы работаем с простыми людьми, заходили в банк, как в акимат. Наоборот, персонал и помещения у нас простые. Чтобы клиент к нам относился как к чему-то своему, родному, понятному, простому.

- Исходя из стратегии банка, входит ли в планы в ближайшем будущем создавать или покупать различные «дочки» - страховые, брокерские компании и другое?

- Основной наш план - наряду с развитием продаж развитие технологического оборудования. Банк должен заниматься своими делами и не лезть в другие проекты.

Мы не хотели, чтобы люди, а мы работаем с простыми людьми, заходили в банк, как в акимат. Наоборот, персонал и помещения у нас простые. Чтобы клиент к нам относился как к чему-то своему, родному, понятному, простому.

- Каковы планы банка на этот и следующий год по росту кредитного портфеля, другим показателям?

- Я противник того, чтобы банки росли слишком быстро, это неправильно. В этом году мы планируем в два раза увеличить свой портфель. Думаю, по итогам этого года наш ссудный портфель составит около $200-250 млн, в следующем - около $400-500 млн. Основной источник - депозиты, перечисления. Пока нам удается привлекать деньги не за счет высоких ставок. К нам идет хороший поток депозитов, и нам удается поддерживать их рост.

- Стоимость кредитов Kassa Nova для клиентов примерно одинакова по сравнению с их стоимостью у конкурентов?

- Примерно одинакова. Возможно, мы даже чуть-чуть выше привлекаем деньги, чем наши крупнейшие банки, зато у нас ниже операционные издержки и на выходе мы даем нормальную стоимость для клиентов. Поэтому любую ценовую конкуренцию выдержим.

- Каковы планы банка по ипотечному кредитованию?

- Мы будем развивать это направление. Ведь жилье - это то, что нужно Казахстану. Потому что идут процессы урбанизации, раньше это была аграрная страна, а сейчас все больше жителей переезжает в крупные города. Я сам переехал в Алматы из Караганды. Приезжие обычно вначале покупают жилье на окраине, позже переселяются в спальные районы, потом стремятся попасть в центр. И этот процесс идет непрерывно.

Банки - это консервативный бизнес, главное, создать стандарты, следить за качеством активов. Банк не может расти, как гриб или пузырь. Он должен быть прозрачным, а значит, развивать корпоративное управление, вести контроль.

- А вообще как Вы оцениваете ситуацию на рынке недвижимости сейчас?

- Я не вижу снижения цен на рынке недвижимости. Для этого нужен шквал предложений, низкая себестоимость строительства, но, как мы видим, стоимость цемента, электроэнергии, металлов, нефти не снижается. Думаю, что цены на недвижимость будут расти соответственно росту доходов населения.

- Получается, что Ваши прогнозы по росту благосостояния населения позитивные?

- Да, это так. Казахстан - страна с огромными ресурсами. И, несмотря на кризис, живем относительно неплохо, госслужащие, военные также получают зарплату, причем, хорошую. Я не слышал, чтобы закрылся какой-то крупный завод, наоборот, приходят новости об открытии новых производств. Сфера услуг не пострадала. Если в стране будет стабильность, то у нас не возникнет больших проблем. Да, цена на нефть влияет на экономическую ситуацию, но в любом случае люди будут потреблять зерно, металлы, а население у нас небольшое и земля богатая. Наоборот, мы должны догонять по уровню ВВП вначале восточно-европейские страны, а потом уже приближаться к мировым стандартам. К примеру, ОАЭ.

- Как Вы оцениваете ситуацию в банковском секторе республики, как идет восстановление после кризиса?

- Восстановление идет, и в целом ситуация, на мой взгляд, неплохая. Думаю, пять лет - хороший срок, чтобы реструктурировать свои обязательства, обновить портфель, убрать плохие активы...

- Как Вы считаете, какие основные преграды предстоит преодолеть казахстанским банкам в ближайшее время?

- Серьезных преград я не вижу. У банков есть возможность рефинансирования, доступ к ресурсам, нужно только контролировать рост. Банки - это консервативный бизнес, главное, создать стандарты, следить за качеством активов. Банк не может расти, как гриб или пузырь. Он должен быть прозрачным, а значит, развивать корпоративное управление, вести контроль.

Конкуренция между банками будет касаться в основном сферы технологий, продаж. Во всем остальном, к примеру, с точки зрения законодательства, стабильности, я не вижу проблем. Есть вопросы по известным банкам, но в целом государство их решает. Растет благосостояние народа, и банки имеют хорошую возможность стабильно развиваться на этом фоне.

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123