Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

МКО дадут свободу

1 Май 2010 0 755 (с) dknews.kz

Острую необходимость в распространении системы микрофинансовых организаций усмотрели мажилисмены с подачи Министерства экономического развития и торговли: во вторник они собрались за «круглым столом» специально, чтобы услышать от вице-министра Куандыка Бишимбаева, мол, пора уже и рассмотреть проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК, регулирующие деятельность микрофинансовых организаций».

Напомним, законопроект разработали еще в Министерстве индустрии и торговли, и инициированное председателем комитета палаты по финансам и бюджету Гульжаной Карагусовой обсуждение должно приблизить принятие достаточной для вынесения на пленарное заседание редакции проекта. Мажилисмены еще как-то пытались понять плюсы и даже минусы, которые выявились за время действия МКО в Казахстане, например, опасаясь, что «деньги для микрокредитования будут выделяться за счет других необходимых гуманитарных программ в области здравоохранения, образования и очистки питьевой воды»... А г-н Бишимбаев делал упор на необходимости «создания МКО в форме акционерных обществ». По его словам, рассматриваемый законопроект как раз приводит в соответствие «статьи закона, касающиеся формирования минимального размера уставного капитала».

Мажилисмен Аманжан Жамалов оказался самым строгим блюстителем микрокредитных правил, еще в январе предложив правительству, Национальному банку и Агентству по финансовому надзору «ограничить деятельность МКО». По его словам, «в республике действует сеть микрокредитных организаций, но их деятельность стихийна, непрозрачна и фактически превратилась в теневую банковскую структуру». Его мониторинг оказался неутешительным, дескать, все МКО - обычные товарищества, которые в отличие от банков не контролируются ни Нацбанком, ни АФН, и в этой бесконтрольности «уходят от идеи низкой процентной ставки и доступности кредита». По правилам МКО, проценты с заемщика взимаются ежемесячно, а г-н Жамалов раскопал: если берут от 3 до 5 проц., то «фактически годовая ставка вознаграждения равна 60 проц., а это вчетверо больше, чем в банках». Назвав деятельность МКО ростовщичеством, мажилисмен фактически и подтолкнул правительство и парламент к принятию поправок в действующее законодательство об МКО.

Мажилисмен Аманжан Жамалов оказался самым строгим блюстителем микрокредитных правил, еще в январе предложив правительству, Национальному банку и Агентству по финансовому надзору «ограничить деятельность МКО».

Напомним, программа развития микрокредитных организаций действует в Казахстане с 2008 года и должна быть завершена к 2012-му. Основной идеей МКО, кстати, было обеспечение доступа сельчан к дешевым деньгам, но г-н Жамалов и в январском запросе и на встрече за «круглым столом» гневался оттого, что организации фактически «игнорировали эту цель». По его сведениям, чаще всего финансировались торговые проекты - 60-65 проц. от общей суммы средств, выделенных из бюджета. Более того, суммы выдаваемых кредитов никак не совместимы с приставкой «микро», поскольку достигали 80 тыс. долл., а это фактически равно среднему кредиту, выдаваемому банками бизнесменам. Между тем в международной практике если микрокредит, то около 7 тыс. долларов.

А вскоре после выступления мажилисмена Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана выдала своего рода опровержение. В распространенном ассоциацией пресс-релизе говорилось, что деятельность МКО ни в коей мере не теневая, а отдельные неблаговидные случаи не дают права на введение ограничительных мер. Дескать, из-за любых ограничений пострадают «потребители, которые, не имея альтернативного финансирования, могут полностью лишиться устойчивого доступа к кредитам». По данным ассоциации, в республике зарегистрировано 1712 МКО, а статагентство подсчитало, что в 2009 году микрокредиты получили 160 тыс. заемщиков более чем на 40 млрд. тенге.

Теперь Минэкономразвития предлагает законодательно закрепить саморегулирование МКО. По мнению г-на Бишимбаева, «если мы не вводим прямое госрегулирование, то необходимо предусмотреть механизмы, когда МКО по определенным нормам и стандартам организовывают внутреннее саморегулирование, то есть некие стандарты услуг и правила, которые все МКО берутся выполнять и им соответствовать». Вице-министр уверен, что только так можно будет добиться от МКО «прозрачности и эффективности». Тем не менее МЭРТ не отказывается от введения каких-либо форм госрегулирования деятельности МКО. Еще правительственный законопроект предполагает, что каждая МКО получит разрешение на формирование кредитного досье по каждому заемщику - со дня подписания первого договора. Однако есть и послабления для заемщиков - копию удостоверения личности заемщика заменить копией любого другого документа, удостоверяющего личность, - паспорт или водительские права и прочее. По поводу ставок г-н Бишимбаев не высказывался, да и сами депутаты особых предложений не имели.

Минэкономразвития предлагает законодательно закрепить саморегулирование МКО

А касательно отсутствия регулятивного надзора со стороны Нацбанка и АФн г-н Бишимбаев сообщил, что «действующее законодательство позволяет регулировать деятельность данных организаций и требовать исполнения законности в их деятельности».

Мажилисмены довольно много времени отвели самим себе, чтобы выслушать председателя совета директоров Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана Шалкара Жусупова, председателя правления фонда «Даму» Булата Мукушева и представителей международных донорских организаций. В итоге родились рекомендации, не слишком-то и отличающиеся от правительственного законопроекта. Похоже, основной бой МКО предстоит принять на пленарном заседании мажилиса. Кстати, до парламентских каникул остается не так много времени...

Ирина ИВАНОВА

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123