Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Марченко: стабильно – уже хорошо

5 Август 2010 0 1081 (с) wfin.kz

Нацбанк в настоящее время не рассматривает вопрос о пресмотре коридора инфляции. По итогам 2010 года будет наблюдаться незначительный рост по основным показателям банковской системы Казахстана. Об этом и других прогнозах Нацбанка в интервью рассказал его глава Григорий МАРЧЕНКО.

- Григорий Александрович, первый вопрос об итогах первого полугодия. Как Вы их оцениваете?

- Данных по итогам полугодия по показателям финансового сектора пока нет, есть итоги пяти месяцев.

На финансовом рынке можно отметить положительную тенденцию устойчивого роста депозитов, которые за пять месяцев увеличились на 7,4% до 7,1 трлн тенге. Однако кредитная активность банков в текущем году более чем низкая, в результате объем кредитования снизился с начала года на 1,1%, до 7,6 трлн тенге.

- Последнее время высказываются опасения, что инфляция может превысить запланированный коридор на этот год в 6-8%. Разделяет ли Нацбанк эти опасения и какие меры планируется предпринять для того, чтобы избежать этого?

- В настоящее время Национальный банк не рассматривает вопрос о пересмотре коридора инфляции.

Хотелось бы отметить, что стабильность цен является основной целью не только Национального банка. В ее достижении заинтересовано и правительство: высокая, неадекватная экономическим реалиям инфляция невыгодна никому. Поэтому регулирование инфляции в Казахстане осуществляется совместными действиями Нацбанка, правительства и местных исполнительных органов. И здесь требуется высокая степень координации деятельности, однозначное понимание всеми сторонами способов достижения поставленных целей и активная взаимная поддержка.

Основные усилия правительства направлены на недопущение необоснованного роста цен на основную группу товаров и услуг для населения, на принятие мер по насыщению внутреннего рынка товарами первой необходимости, на пресечение недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением, на сокращение числа посредников между производителями продукции и конечными потребителями.

В случае значительного ухудшения ситуации с инфляцией Нацбанк сможет оперативно изменить характер денежно-кредитной политики и направить свои основные усилия на ее снижение

Что касается Нацбанка, то мы постоянно отслеживаем и анализируем ситуацию на потребительском рынке страны. Наши филиалы в регионах проводят большую работу в данном направлении. Ведется мониторинг цен на основные виды продуктов питания и непродовольственных товаров (фрукты и овощи, мясная и молочная продукция, яйца, сахар, растительные масла, ГСМ, одежда и обувь, медикаменты, бытовая техника, моющие средства, товары личной гигиены).

В случае значительного ухудшения ситуации с инфляцией Нацбанк сможет оперативно изменить характер денежно-кредитной политики и направить свои основные усилия на ее снижение. Нацбанк обладает достаточно сильным инструментарием, который позволит сдерживать инфляционное давление в экономике: это и ставка рефинансирования, и минимальные резервные требования, и краткосрочные ноты, и депозиты Нацбанка.

По итогам июня 2010 года инфляция по отношению к декабрю 2009 года составила 4,4% (за июнь 2009 года по отношению к декабрю 2008 года - 3,9%), в годовом выражении - 6,8% (в декабре 2009 года - 6,2%).

В результате по итогам 2010 года уровень годовой инфляции сложится в пределах 6-8% (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года).

- Каким образом сказывается или может сказаться в перспективе на рост цен вступление Казахстана в Таможенный союз?

- Создание Таможенного союза предполагает введение единых таможенных пошлин на территории Казахстана, России и Белоруссии. При этом следует отметить, что в случае повышения таможенных пошлин на ввозимую продукцию с определенным временным лагом это может сказаться на росте цен на импортную продукцию и инфляции в целом.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что данные факторы являются вполне управляемыми. То есть правительство располагает необходимыми механизмами, с помощью которых влияние данных факторов можно минимизировать.

О мерах правительства и Нацбанка в области регулирования инфляции уже упоминалось ранее. Антиинфляционная политика государства позволит нам сдерживать инфляционное давление в экономике в случае его резкого нарастания.

- В первом квартале Нацбанк прогнозировал в 2010 году снижение притока прямых иностранных инвестиций в Казахстан. С учетом предварительных итогов первого полугодия этот прогноз сохраняется? Если да, то насколько существенным может быть снижение и когда стоит ждать изменения этой ситуации?

- Действительно, в основных направлениях денежно-кредитной политики республики на 2010 год ожидалось снижение прямых иностранных инвестиций (ИПИ) в Казахстан, главным образом, за счет сокращения финансирования Северо-Каспийского проекта (СКП).

При разработке данного прогноза, Нацбанк ориентировался на действия национальной компании "КазМунайГаз", направленные на сокращение расходов по финансированию СКП. Так, в начале этого года "КазМунайГаз" выступил с предложением сократить бюджет СКП на 2010 год с $10,450 млрд почти на $3 млрд за счет оптимизации расходов. В случае реализации этого предложения поступление иностранных прямых инвестиций в СКП в 2010 году могло оказаться ниже изначально запланированного.

По отчетным данным, в 2009 году валовой приток ИПИ в республику составил $18,4 млрд, снизившись по сравнению с 2008 годом на 6,7%. При этом фактический учтенный в статистике платежного баланса объем поступления в СКП оказался ниже ожидавшегося. Тем не менее, этот проект обеспечил наибольшую долю поступлений в прошлом году и было резонно ожидать снижения общего валового притока ИПИ в случае сокращения финансирования СКП в 2010 году.

Однако уже в марте в прессе появились сообщения о том, что бюджет СКП на 2010 год сокращен только до $8,688 млрд.

Наряду с этим в 2010 году и далее ожидается существенный приток иностранных инвестиций, которые будут привлекаться в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы. В зависимости от формы участия иностранных инвесторов в проекте (с вхождением в капитал или без такового) данные инвестиции могут быть как прямыми, так и прочими.

Что касается предварительных итогов первого полугодия, то они будут только в конце июля. Пока Нацбанк располагает информацией по итогам первого квартала 2010 года. Валовой приток ИПИ в Казахстан в первом квартале 2010 года составил $5,2 млрд, что на 52% выше аналогичного периода прошлого года.

В связи с этим на настоящий момент однозначно утверждать о возможном сокращении притока ИПИ в 2010 году преждевременно.

Вместе с тем нужно понимать, что по мере приближения и с переходом к стадии коммерческой добычи в СКП финансирование данного проекта начнет сокращаться (в связи с сокращением капитальных затрат). В свою очередь снижение финансирования СКП может привести к сокращению притока ИПИ в Казахстан.

- Недавно национальная экономическая палата Казахстана "Союз "Атамекен" предложила законодательно закрепить право предприятий республики на реструктуризацию долгов аналогично банкам. Обосновали они это тем, что в некоторых случаях процедура реструктуризации долгов блокируется держателями незначительных долей долговых обязательств, что приводит к дискредитации договоренностей с остальными кредиторами и срыву планов финансового оздоровления. Как бы Вы оценили эту инициативу, ее необходимость?

- Первоначальная редакция поправок в закон "О рынке ценных бумаг" касалась только реструктуризации долговых обязательств по облигационным займам участников второго направления программы "Дорожная карта бизнеса - 2020", в отношении которых проводится процедура оздоровления финансового состояния. При этом требовалось согласие не менее 2/3 держателей облигаций.

Затем было решено распространить данную норму не только на участников программы, но и на других эмитентов долговых ценных бумаг, а при изменении условий, устанавливаемых проспектом выпуска облигаций, учитывать по совокупности два критерия: объем выпуска облигаций и количество их держателей.

Конечно, предприятия реального сектора экономики, находящиеся в критическом положении, должны иметь право на реструктуризацию своих обязательств, в том числе и по облигационным займам, однако к вопросу согласия держателей облигаций надо подходить взвешенно, учитывая интересы, как крупных, так и мелких держателей.

Поэтому в данном случае нам больше импонирует позиция госагентства финнадзора, предлагающего, чтобы за решение проголосовали держатели, владеющие не менее 85% от общего количества размещенных облигаций, и количеством не менее 75% от общего количества держателей облигаций.

- В Казахстане периодически поднимается вопрос о создании Агробанка, но практической реализации он так и не находит. С чем это связано? Какие необходимо предпринять шаги, чтобы такой банк появился в Казахстане и успешно функционировал?

- Вопрос создания специализированного аграрного банка ранее не раз поднимался и рассматривался на разных уровнях, и Нацбанк неоднократно высказывал мнение о нецелесообразности создания данного банка.

Действительно, в разных странах в различные периоды государством создавались специализированные сельскохозяйственные банки. Однако данные государственные банки, образованные для финансирования сельского хозяйства, в силу невозможности диверсификации рисков в последующем становились универсальными коммерческими банками (российский АО "Россельхозбанк", польский Bank Gospodarki Zywnosciowej S.A., Сельскохозяйственный банк Китая).

К тому же, в период создания независимого государства и развития финансовой системы в Казахстане работало множество специализированных банков, фактически каждая отрасль промышленности имела свой финансовый институт. Однако впоследствии данные банки либо становились универсальными, либо разорялись (Казторгбанк, Казагропромбанк).

При этом мировой опыт показывает, что наиболее успешным в части кредитования сельского хозяйства во многих странах мира является создание специализированных кооперативных кредитных институтов.

Отличительной чертой системы финансирования сельского хозяйства является их кооперативное происхождение - в свое время все они были созданы на основе кредитных кооперативов, поддерживаемых (Германия, Швеция) или инициированных (США, Франция, Япония) государством. По опыту данных стран схема кредитования сельского сектора путем объединения средств самого населения при предоставлении гарантий правительства под часть их обязательств работает весьма успешно.

На сегодняшний момент в Казахстане сформирована многоуровневая система, позволяющая удовлетворить потребности сельских жителей в финансовых услугах.

Так, существуют различные специализированные учреждения, деятельность которых направлена на кредитование сельского хозяйства. К ним относятся АО "Аграрная кредитная корпорация", АО "Казагрофинанс", АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, входящие в национальный холдинг "КазАгро", а также кредитные товарищества, микрокредитные организации и госфонд развития малого предпринимательства. При этом функционирует АО "Казпочта" с разветвленной филиальной сетью, кредитующее малый и средний бизнес, включая и мелкомасштабные сельскохозяйственные предприятия, и имеющее доступ даже в отдаленные уголки республики.

Кроме того, в Казахстане функционируют 39 банков второго уровня, которые также кредитуют сельское хозяйство.

В мае 2010 года доля кредитов сельскому хозяйству по отношению к совокупному кредитному портфелю банков составила 3,7%, при этом, для сравнения, доля кредитов промышленности в общем объеме кредитов экономике составила 10,5%.

Более того, в соответствии с концепцией развития финансового сектора Казахстана в посткризисный период, одобренной президентом страны 1 февраля 2010 года, создание в республике специализированных отраслевых банков не предполагается.

Таким образом, учитывая мировой опыт, наличие многоуровневой системы кредитования сельского хозяйства, безуспешный опыт создания специализированных государственных банков в Казахстане, а также специфичность сельскохозяйственного производства (цикличность, сезонность и высокие риски убытков) Нацбанк не поддерживает идею создания специализированного сельскохозяйственного банка.

- Каковы перспективы банковского сектора Казахстана по итогам 2010 года по качеству кредитного портфеля, росту депозитной базы, росту активов?

- Проблемы, имевшие место в банковском секторе вследствие финансового кризиса - качество кредитного портфеля, в целом активов и собственного капитала банков - будут проявляться и в 2010 году. Тем не менее банки не испытывают дефицит краткосрочной ликвидности, отток депозитов не наблюдается.

По качеству кредитного портфеля к концу 2010 года ожидается некоторое улучшение. Этому будет способствовать низкая кредитная активность банков; ужесточение банками проводимой кредитной политики; реструктуризация банками займов населения. А также в качестве положительного момента, способствующего облегчению нагрузки на заемщиков, можно отметить реализацию программы поддержки занятости, сдержавшую рост безработицы в условиях ухудшения экономического климата в стране.

Кроме того, банки с государственным участием - АО "БТА Банк", АО "Альянс Банк", АО "Темирбанк" - приняли унифицированные стандарты льготного ипотечного кредитования, включающие три пакета по ипотечному кредитованию.

Депозитная база банков растет, хоть и темпы роста не высокие, но положительные, поэтому к концу года ожидается рост депозитной базы на уровне 2009 года.

Успешно завершился процесс реструктуризации обязательств Альянс Банка и Темирбанка, на подходе БТА Банк. В результате процесса реструктуризации внешней задолженности этих банков будет сокращен их долг, будут скорректированы графики погашения как по срокам, так и по суммам. Снижение внешнего долга банков также повлечет за собой сокращение обслуживания внешнего долга (то есть вознаграждения, выплачиваемого кредиторам).

Таким образом, можно ожидать, что в 2010 году проблема погашения внешних долгов банков будет стоять перед банковским сектором не так остро, как в предыдущие годы.

Улучшение ситуации по внешнему долгу банков, а также по качеству кредитного портфеля, в целом стабилизация экономики в стране повлияют положительно на активы и собственный капитал банков. Предполагается, что по итогам 2010 года будет наблюдаться незначительный рост по основным показателям банковской системы.

Предполагается, что по итогам 2010 года будет наблюдаться незначительный рост по основным показателям банковской системы.

Кроме того, в соответствии с разработанной концепцией развития финансового сектора в посткризисный период предполагается совершенствование системы регулирования финансового сектора страны. Одним из направлений станет внедрение контрцикличного подхода, при котором регулирование и надзор финансового сектора в периоды экономического роста будут ужесточаться, а в периоды спада - смягчаться. Ключевым выводом, сделанным впоследствии текущего кризиса мировым финансовым сообществом и требующим особого внимания в дальнейшем в целях модернизации системы регулирования и недопущения подобных кризисов, является сведение к минимуму процикличности в регулировании.

- Как известно, несмотря на существенное снижение качества кредитного портфеля банки не спешат списывать кредиты за баланс. Какова сейчас доля выданных банковских кредитов, списанных за баланс, и как эта ситуация может измениться по итогам этого года, а также в дальнейшей перспективе?

- По состоянию на 1 июня текущего года объем списанных за баланс займов составил чуть более 481 млрд тенге, или 5,15% от совокупного объема кредитного портфеля банков.

Однозначно, объемы списаний неработающих займов за баланс будут в ближайшее время расти, что связано с большим удельным весом неработающих займов в структуре ссудного портфеля банковской системы. В настоящее время банки не спешат списывать данные займы за баланс, что связано, в первую очередь, с вопросами налогообложения доходов от восстановления провизий. С другой стороны, в настоящее время отсутствуют механизмы, которые позволили бы эффективно управлять залогами, переходящими в собственность банка после дефолтов заемщиков. От того, как быстро и в какой мере будут решены эти две проблемы, будет зависеть интенсификация процессов списания проблемных кредитов за баланс.

- Какие нововведения Нацбанк планирует до конца текущего года, в том числе в части законодательства? Предусматриваются ли изменения в вопросах валютного регулирования и контроля?

- В настоящее время Нацбанком разрабатывается проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам финансового мониторинга ввоза в Республику Казахстан и вывоза из Республики Казахстан наличной валюты".

Данный законопроект предполагает изменение порядка ввоза в страну и вывоза из нее наличных денег, векселей, чеков, дорожных чеков и предъявительских ценных бумаг в документарной форме, в том числе в контексте Таможенного союза.

- Еще в прошлом году была высказана инициатива Нацбанка о том, что нужно обязать иностранные компании, работающие в Казахстане, размещать часть средств в местных банках и страховых организациях. Тогда речь шла о доли в 25%-30%. На каком этапе находится реализация этой инициативы?

- Действительно, Нацбанк в прошлом году и уже в нынешнем давал предложения в правительство по увеличению казахстанского содержания в финансовых услугах потребляемых иностранными компаниями.

Мы предлагали размещать на депозитах в отечественных банках не менее 35% от общих объемов остатков денег на счетах компаний, ограничить деятельность страховых организаций по перестрахованию рисков за рубежом, а также обязать иностранные компании размещать на внутреннем рынке Казахстана до 20% от общего объема эмиссии ценных бумаг.

В настоящее время правительство занимается проработкой данных вопросов с иностранными компаниями. Мы надеемся, что практические результаты данной работы проявятся ближе к концу года.

- Каковы перспективы деятельности Нацфонда? Как сильно поменялась с момента начала мирового кризиса структура инвестирования активов Нацфонда и как она может измениться в дальнейшем? Какова общая рыночная стоимость портфеля Нацфонда по итогам полугодия, в том числе валютного портфеля? Какова динамика доходности при управлении активами фонда?

- С момента начала мирового кризиса Нацбанк предпринял ряд мер для сохранения активов Нацфонда, что также отразилось на структуре инвестирования активов Нацфонда. Так, доля стабилизационного портфеля, выполняющего функцию обеспечения ликвидности, была существенно увеличена. В структуре сберегательного портфеля доля акций была уменьшена, а облигации, размещенные вне государственных секторов, были переведены в государственный сектор.

На фоне стабилизации мировых финансовых рынков в текущем году доля стабилизационного портфеля была уменьшена.

Согласно предварительным данным, общая рыночная стоимость валютного портфеля Нацфонда по итогам полугодия составила порядка $26,5 млрд. На конец 2009 года эта цифра составляла $24,4 млрд, на конец 2008 года - $27,4 млрд, на конец 2007 года - $21 млрд.

Доходность Нацфонда в 2009 году сложилась положительная в 7,32% против отрицательной в 2,28% в 2008 году.

- В связи с ситуацией на мировых рынках какой политики Нацбанк будет придерживаться в части структуры золотовалютных активов страны, в том числе и своих активов? В частности, предусматривается ли расширение нынешнего списка мировых валют? Какие доли евро и доллара Нацбанк считает оптимальными в резервах страны и в своих активах в ближайшей перспективе? Каковы перспективы по увеличению доли золота?

- В настоящее время эталонное валютное распределение золотовалютных активов страны включает 5 валют в следующих пропорциях: 40% - доллар США, 35% - евро, 10% - фунт стерлингов, 10% - йена и 5% - австралийский доллар. Есть перспективы увеличения портфеля золота за счет покупки у внутренних производителей.

- Каковы прогнозы Нацбанка по платежному балансу страны по итогам 2010 года?

- По предварительным данным, в первом полугодии 2010 года цена нефти сорта Brent составила порядка $77,3 за баррель, что выше почти на 50% уровня аналогичного периода предыдущего года. В этой связи в платежном балансе наблюдается значительный прирост. Так, по итогам первого квартала 2010 года текущий счет сложился с профицитом в пределах $3 млрд, или 11,3% к ВВП. По финансовому и капитальному счету (включая ошибки и пропуски) в первом квартале 2010 года отмечен профицит в $1,3 млрд.

Международный валютный фонд в апрельском обзоре всемирной экономики (публикуется ежегодно в апреле и октябре) прогнозирует среднегодовой рост мировой экономики в текущем году в 4,2%, а рост экономик ключевых потребителей нефти - США и Китая - в 3,1% и 10% соответственно. Одновременно, по мнению ОПЕК, значительный прирост мировой экономики будет сопровождаться 1,12% приростом спроса на нефть относительно прошлого года.

До конца года, по прогнозам мировых аналитических агентств, цена нефти сорта Brent будет находиться в пределах $70-80 за баррель. В частности, в докладе Всемирного банка об экономики России за июнь 2010 года ожидается, что по итогам 2010 года среднегодовая цена нефти сорта Brent составит порядка $78 за баррель. Такой прогноз сделан в связи с ожиданием, что ОПEК будет по-прежнему приспосабливаться к повышению спроса, удерживая цены в рамках установленного диапазона $70-80 за баррель.

В результате, учитывая эти факторы, ожидается, что платежный баланс сложится с профицитом, что позволит нарастить международные резервы Нацбанка.

- Спасибо за интервью!

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123