Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Интервью Председателя Правления АО "БТА Банк" Анвара Сайденова

15 Апрель 2009 0 1541 (с) bta.kz

Ведущий: Глава правительства на этой неделе комментировал освоение финансовых ресурсов и по линии другой госпрограммы - перекредитования малого и среднего бизнеса.

Здесь некоторые банки проявляют нерасторопность и Карим Масимов заявил, что у таких финансовых институтов деньги будут отзываться и передаваться банкам, где кредиты предпринимателям переоформляют быстро и без задержек.

В качестве позитивного примера был назван "БТА Банк", который, напомню, является оператором всех государственных программ поддержки экономики.
После вхождения фонда "Самрук-Казына" в акционерный капитал "БТА Банка", его финансовая и инвестиционная стратегия полностью поменялась.

Вместо кредитования сомнительных и высокорискованных проектов за рубежом, что было при прежнем руководстве "БТА", новый менеджмент намерен переориентировать свой бизнес на внутренний рынок, сделав акцент на качественном обслуживании корпоративных и розничных клиентов и инвестировании надежных рентабельных проектов.

О том, какое значение государство придаёт укреплению позиций банка на рынке, говорит и назначение в управляющее звено Армана Дунаева и Анвара Сайденова, двух государственных топ-менеджеров, руководивших ранее Минфином и Национальным банком.

О новой стратегии "БТА" мы будем говорить сегодня с председателем правления банка - Анваром Сайденовым.

Анвар Галимуллаевич, в последнее время о негативной стороне работы прежних управляющих было сказано уже так много, что я предлагаю не возвращаться к этой теме, перевернуть эту страницу, тем более, что в "БТА" сейчас новый менеджмент, который Вы и представляете. Давайте поговорим о текущей ситуации в "БТА". Государственная помощь, оказанная банку, помогла устранить те проблемы с ликвидностью, которые образовались во времена прежнего менеджмента?

Анвар Сайденов, председатель правления "БТА банка":
Безусловно и, прежде всего, это связано, конечно, с поддержкой, которую нам оказывает Фонд "Самрук-Казына", как основной акционер банка. Это и оплата нового выпуска акций, это и размещение у нас депозитов самого Фонда "Самрук-Казына" и компаний, входящих в его состав, а также та программа облигаций, которую мы разместили как "БТА банк". Это позволило нам, с одной стороны, выполнить все требования по платежам, которые выставляли наши клиенты - прежде всего, в Казахстане, потому что они действительно накопились, были задержки с этими платежами, с другой стороны, такое улучшение ситуации с ликвидностью позволило нам безукоснительно выполнять все внешние обязательства, которые были запланированы. Сейчас задержек с платежами нет.

Вы упомянули внешние обязательства банка. Применительно к внешним долгам казахстанских банков сейчас как никогда актуальны такие определения, как рефинансирование, реструктуризация и пролонгация. Касательно "БТА" - как обстоят дела с выплатами по этому году, о чем удалось договориться с внешними кредиторами?

Самым напряженным для нас был март месяц - это пиковый месяц с точки зрения погашения внешних обязательств - для всей группы "БТА", я включаю сюда также и обязательства "Темiрбанка". Нами были наняты финансовые консультанты - это очень известные банки Goldman Sachs и UBS, которые разрабатывают для нас программу, в том числе и программу возможной модернизации структуры наших внешних обязательств.

Как выглядят показатели банка по таким ключевым позициям, как депозиты юридических и физических лиц?

Здесь можно чётко выделить два периода с момента прихода нового руководства в банк. Первый период - это февраль, когда была неясна ситуация вокруг банка, новой команды и какие задачи стоят. На это наложился и элемент девальвации, она произошла сразу после прихода в "БТА" новой команды в начале февраля. Поэтому общая нервозность населения и клиентов она сказалась - депозиты и юридических, и физических лиц, количество клиентов в феврале сократилось. После этого произошел резкий перелом и с начала марта мы видим новую тенденцию. У нас наблюдался приток депозитов физических лиц, произошла стабилизация числа клиентов и с марта по настоящий момент мы наблюдаем стабильный уровень депозитов на обоих фронтах. Я думаю, что это как раз подтверждение того, что ситуация в банке стабильная и находится под контролем.

Анвар Галимуллаевич, думаю Вы согласитесь со мной в том, что банкам сейчас приходится искать баланс между необходимостью проводить более консервативную кредитную политику, с одной стороны, и поиском выгодных проектов для кредитования, с другой, что требует определенной гибкости в работе с клиентами. Насколько сложной Вам представляется решение этой дилеммы?

Что касается кредитов, то основной потребностью заемщиков является, конечно, возможность учета их способности обслуживать кредиты. Я говорю и о малом и среднем бизнесе, и о корпоративном бизнесе и о физических лицах. Мы достаточно гибко подходим к их требованиям о возможной реструктуризации рефинансирования. На это мы делаем основной акцент по кредитному портфелю. Второй очень важный момент - мы считаем, что надо гораздо более активно развивать те виды деятельности банка, которые приносят ему так называемые непроцентные доходы. Это работа по платежам, работа по кредитным и платежным карточкам - это главные проекты, которые мы реализуем с целым рядом предприятий. Также я могу назвать проект по таможенным платежам, который осуществляется участниками внешнеэкономической деятельности с помощью карточек. Мы сейчас этот проект активно собираемся реализовывать вместе с Таможенным комитетом. Поэтому, я думаю, это самое главное - учесть потребности и требования клиентов и наиболее гибко отвечать на эти вызовы.

Многие банкиры говорят, что одна из главных проблем всей банковской системы Казахстана - отсутствие доступа к внешнему финансированию - пока остаётся. Понятно, что в таких условиях роль государства, как заместителя внешних рынков, возрастает многократно. "БТА" был выбран оператором сразу нескольких госпрограмм - рефинансирование ипотеки, кредитование МСБ. Как идёт освоение этих средств?

Совершенно верно. Мы являемся посредником в реализации целого ряда государственных программ. К этим двум программам, которые Вы назвали, Федор, я бы добавил ещё финансирование программы строительства - в Астане и в Алматы, в которых "БТА банк" участвует, а также поддержку сельскохозяйственного производства. Здесь мы работаем с компанией "Казагро". Если говорить о программе рефинансирования ипотеки, то нам было выделено 43 миллиарда тенге - на всю группу "БТА", для того, чтобы мы участвовали в этой программе. В настоящий момент 1 миллиард 450 миллионов тенге одобрены и выделены банком, т.е. это тот объем, который уже готов и осуществлена выдача ресурсов заёмщикам. По программе МСБ в рамках третьего транша госпрограммы с Фондом "Даму" нам было выделено 22 миллиарда тенге. Из них уже освоено 15 миллиардов 700 миллионов. Когда я говорю "освоено", я говорю о тех кредитах, которые уже выданы и тех, что одобрены нашими кредитными комитетами. Так вот из этих 15,7 млрд - 8 миллиардов уже получены нашими клиентами, а 7,7 млрд одобрены нашими кредитными комитетами и в скором времени поступят представителям МСБ. Причем эта программа у нас очень активно реализуется в регионах. Если говорить о тех регионах, которые наиболее активны в освоении этих ресурсов, то я могу назвать г. Алматы, Западно-Казахстанскую, Карагандинскую, Актюбинскую области.

Мы проводим тщательный мониторинг всех государственных программ поддержки экономики и одной из проблем, с которой сталкиваются клиенты, являются бюрократические проволочки при сборе необходимых документов. Происходит это не по вине банков, а из-за плохой работы государственных органов. Поэтому многие банки сейчас сами стараются помогать клиентам в решении этих проблем. Насколько оперативно решаются такие вопросы в "БТА"?

Я всё-таки думаю, что эту проблему можно решить совместными усилиями. Банки самостоятельно могут, конечно, упростить эти процедуры, но для решения общих проблем необходимо обязательное участие государственных органов. В качестве примера таких совместных усилий я мог бы назвать проект создания мобильных ЦОНов. В 19 филиалах "БТА банка" по всей стране сейчас созданы мобильные ЦОНы и это значительно ускоряет процедуру оформления документов. Если говорить конкретно о самих внутрибанковских процедурах, то мы пошли на значительное их упрощение - целый ряд процедур был вообще исключен из процесса рассмотрения заявок. Ну, в частности, если говорить о рефинансировании ипотеки, мы исключили требование о подтверждении платежеспособности нашего заемщика. Если в течение последних 6 месяцев задержек в обслуживании ипотеки нет, то этот заемщик получает право на рефинансирование на более выгодных условиях. Я думаю, что банк обязательно (со своей стороны) будет предпринимать усилия для того, чтобы эти процедуры как можно больше сократить, чтобы заемщики могли, ну скажем, в течение рабочей недели завершить все процедурные вопросы от начала и до конца.

Наверное, для всей банковской системы сейчас ключевое слово - это доверие. Доверие вкладчиков, доверие корпоративных клиентов. За счёт чего "БТА" рассчитывает сохранить доверие к себе? Как будет выстраиваться новая стратегия развития банка?

Я думаю, что те тренды по количеству вкладчиков, по объемам депозитов, которые я назвал, они подтверждают, что доверие возвращается в банк. Я думаю, что одним из важных факторов является то, что нашим крупнейшим акционером, владельцем 75% процентов акций является Фонд "Самрук-Казына", представляющий государство. То, что государство в нынешних условиях играет центральную роль в стабилизации ситуации в финансовой системе - мы с вами об этом говорили - я думаю, что это очень важный фактор. Другим важным фактором можно считать то, что новое руководство "БТА банка" ориентировано на внутренний рынок. Наши основные клиенты, те, с кем мы собираемся работать - это представители МСБ, корпоративного бизнеса, физические лица - те, кто трудится и работает в Казахстане. Это второй очень важный момент и отличие от той стратегии, которая реализовывалась до нашего прихода в банк. И третье - мы собираемся принимать все наши решения максимально публично, прозрачно, на это нацелена работа всех органов банка - начиная с совета директоров и заканчивая кредитными комитетами в филиалах. Я думаю, что если мы реализуем все наши планы, а я уверен, что это будет сделано, доверие населения, доверие наших клиентов будет обеспечено.

Спасибо за интервью и успехов в реализации новой стратегии банка.

Спасибо.

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123