Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Банки заставят "почистить" активы

17 Ноябрь 2010 0 1185 (с) profinance.kz

Архитектура казахстанского финансового рынка Казахстана значительно изменится уже в ближайшее время. Такой вывод сделали аналитики Business Resource, изучив законопроект по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций, который сейчас находится на рассмотрении в Парламенте. Напомним, что этот документ был разработан по поручению главы государства. "Банки должны заниматься чисто банковской деятельностью. Для этого надо отсечь их явные или скрыто аффилированные собственные структуры, будь то страховой бизнес, какие-то другие промышленные объекты либо строительные компании", - сказал президент РК Н. Назарбаев правительству в начале текущего года.

Мировой экономический кризис вкупе с внутренними страновыми проблемами стали веским основанием для пересмотра законодательного регулирования финансового рынка и ужесточения надзора со стороны регуляторов. Усиление ответственности топ-менеджеров, внедрение принципа контрцикличности, минимизация рисков и повышение роли государства в финансовой сфере, стали основными трендами сегодняшних законодательных инициатив.

Мировой экономический кризис вкупе с внутренними страновыми проблемами стали веским основанием для пересмотра законодательного регулирования финансового рынка и ужесточения надзора со стороны регуляторов

Одним из таких значимых новшеств стал широко обсуждаемый законопроект по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков (далее - Законопроект) . Основная цель Законопроекта - отсечение банков от непрофильных структур и концентрация их исключительно на банковских услугах, а также повышение уровня их прозрачности. Соответственно, наиболее значимые изменения коснутся именно банковского сектора. В настоящей статье мы рассмотрим самые существенные из них.

Значительные перемены ожидаются в архитектуре банковских групп. Сейчас основная часть таких групп имеет каскадно-зонтичную структуру, во главе которой находится банковский холдинг, контролирующий группу не напрямую, а через банк (рис. 1).

Однако будет неверным утверждать, что модель, приведенная на рисунке 1, будет запрещена. Законодательно она будет иметь право на существование, но при условии выполнения жестких требований и ограничений.

Так, банк сможет приобретать финансовые организации, только если выше него будет стоять банковский холдинг в виде отечественной нефинансовой или иностранной финансовой компании. Во-вторых, для этого ему необходимо будет до или после сделки владеть не менее 20% акций (долей участия) таких приобретаемых юридических лиц. В-третьих, если его собственный капитал не будет иметь достаточного резерва для выполнения соответствующего коэффициента достаточности, то его необходимо будет увеличивать.

банк сможет приобретать финансовые организации, только если выше него будет стоять банковский холдинг в виде отечественной нефинансовой или иностранной финансовой компании

Помимо отдельных ограничений по каждой «дочке», Законопроект предусматривает также лимиты по их совокупности. Так общая стоимость акций (долей участия) всех компаний, находящихся под банком, не может превышать 50% его собственного капитала. Необходимо отметить, что на сегодня такие ограничения установлены только в отношении нефинансовых организаций и страховых компаний.

В этой связи очевидно, что банкам, имеющим диверсифицированную структуру, как например, АО «Казкоммерцбанк» или АО «Народный банк Казахстана» придется оперативно адаптироваться к нововведениям. Причем им нужно будет либо переходить к модели консолидирующего банковского холдинга, либо увеличивать свой собственный капитал, либо избавляться от некоторых подконтрольных организаций.

Вместе с тем, смещение «центра» к банковскому холдингу только теоретически видится не более чем перемещением активов из одного кармана в другой. На практике может возникнуть немало проблем. К примеру, вывод из-под банков некоторых компаний будет являться фактическим оттоком некоторой части возможной прибыли. Это в свою очередь, безусловно, будет влиять на стоимость и ликвидность их ценных бумаг. Ведь держатели, к примеру, акций или облигаций, принимали во внимание не только деятельность самого банка, но и возможность генерировать доходы дочерними компаниями в различных сферах деятельности. Соответственно, реконструкция группы может сигнализировать о возможной потере доходной части, что будет влиять на желание избавиться от имеющихся финансовых инструментов.

Кроме того, перераспределение аффилиированных структур фактически может ущемлять интересы мелких акционеров. Не имея возможности повлиять на решения мажоритариев, они рискуют потерять значительную часть активов, принадлежащих банку, если взамен им не будут предложены соразмерные пакеты акций банковского холдинга.

Помимо структурных изменений, Законопроект существенно ограничивает и виды допустимой деятельности для банков и банковских холдингов. Так первые теперь лишатся возможности открывать и иметь ломбарды, лизинговые организации, компании по управлению недвижимым имуществом и акционерные инвестиционные фонды. Вторые же будут почти полностью парализованы. Им будет разрешено владеть только определенными «дочками», приобретать разрешенные облигации, покупать и продавать имущество для собственных нужд и предоставлять финансовые консультации. В результате, к примеру, ТОО «Медет Холдинг» и ТОО «Футбольный клуб «Цесна» очевидно не будут входить в список допустимых активов АО «Корпорации Цесна» - холдинга АО «Цесна Банк». Дополнительное напряжение будет создавать еще один запрет на владение «дочками» (кроме банков) банковского холдинга более половины долей участия других компаний. То есть, скажем, ТОО «Медет Холдинг», принадлежащее АО «Корпорация Цесна», уже не сможет быть собственником ряда своих предприятий. В результате вышеизложенное потребует пересмотра своих бизнес-моделей некоторыми группами, как, например, АО «Корпорация Цесна» (АО «Цесна Банк») или ТОО «Первый пивзавод» (АО «Сеним Банк»).

Законопроект существенно ограничивает и виды допустимой деятельности для банков и банковских холдингов. Так первые теперь лишатся возможности открывать и иметь ломбарды, лизинговые организации, компании по управлению недвижимым имуществом и акционерные инвестиционные фонды

Особого внимания среди новых положений Законопроекта заслуживают нормы по заемным операциям банков. Так, вводится новое понятие - юридические лица, имеющие непрозрачную структуру собственности. К ним будут относиться все корпоративные заемщики, по которым у банка не будет достаточной информации об их собственниках. Грубо говоря, в эту категорию подпадут большинство оффшоров. Соответственно, банкам необходимо будет пересмотреть свою политику в отношении таких клиентов.

Общий лимит кредитования таких непрозрачных структур будет ограничиваться отдельным нормативным актом регулирующего органа. Однако следует учесть, что в любом случае такие кредиты не должны будут превышать порога в 50% от собственного капитала банка вместе с займами и гарантиями лицам, связанным с банком особыми отношениями. При этом для последних возможность получения финансирования будет существенно сужена. Если сегодня для таких лиц запрещены только льготные и бланковые (т.е. без обеспечения) кредиты, то теперь банки будут не вправе предоставлять им займы вообще, за исключением нескольких случаев. Во-первых, обеспечением должно будет выступать стопроцентное высоколиквидное обеспечение по перечню уполномоченного органа. Во-вторых, корпоративные заемщики должны быть участниками того же банковского конгломерата, к которому принадлежит банк. В-третьих, размер займа не должен будет превышать их собственный капитал, а для физических лиц - размер собственного не обремененного имущества.

По крупным участникам Законопроект также имеет ряд новаций. Теперь владеть более 25% акций банка будет допустимо только для банковских холдингов и физических лиц, которым при этом не принадлежит более 25% акций (долей участия) иной финансовой организации. Кроме того, лицу, желающему стать крупным участником, необходимо будет предоставить в налоговый орган декларацию о доходах и имуществе, в том числе о зарубежном.

Теперь владеть более 25% акций банка будет допустимо только для банковских холдингов и физических лиц, которым при этом не принадлежит более 25% акций (долей участия) иной финансовой организации

Дополнительно законодательно будут регламентированы источники средств для приобретения акций банка. Так, ими могут быть только доходы, полученные за последний год от предпринимательства, трудовой или другой оплачиваемой деятельности, с которых уплачены все налоги. Дополнительными средствами могут быть денежные накопления, подтвержденные документально. При этом подаренные, выигранные или полученные от продажи бесплатно полученного имущества деньги не должны превышать 25% стоимости покупаемых акций банка. Вместе с тем, не понятно, к каким видам доходов следует относить дивиденды, полученные собственниками компаний, вознаграждения по вкладам в банках или вознаграждения по ценным бумагам. Наверняка это создаст некоторые вопросы.

Еще одни значительные изменения коснутся руководящих работников. Так, члены исполнительного органа банка отныне не смогут одновременно занимать руководящие должности в иных финансовых организациях. При этом на практике очень часто председатели правления банка входят в состав совета директоров подконтрольной, например, страховой компании. Теперь такие схемы управления в скором порядке придется менять. Однако нельзя забывать, что это потребует дополнительных процедур согласования с уполномоченным органом. Помимо этого, руководителям также вменяется в обязанность представлять в Агентство по финансовому надзору сведения о доходах и имуществе по определенной форме. Однако, цель обладания данной информацией этим органом несколько непонятна.

При всей неоднозначности предлагаемых изменений для иностранных банковских групп, большинство из них не будет применяться при выполнении одного из двух условий. Первое - наличие у иностранного банковского холдинга рейтинга А одного из рейтинговых агентств по перечню регулятора, а также письменное подтверждение о консолидированном надзоре за рубежом. Второе - наличие у иностранного банковского холдинга рейтинга не ниже суверенного в иностранной валюте, присвоенного Казахстану, а также соглашения между надзорными органами об обмене информацией.

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123