Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Банки возобновляют кредитование

15 Ноябрь 2010 0 1158 (с) expert.ru

Оживление кредитования можно не столько увидеть, сколько услышать. Банки вновь начали рекламировать свои программы кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), а также розничные кредиты - как потребительские, так и ипотечные. В сентябре Агентство финансового надзора (АФН) впервые зафиксировало не только остановку падения кредитования, но и рост ссудного портфеля почти на 2%. Если смотреть разбивку по юридическим и физическим лицам, то объем займов по обеим категориям заемщиков в сентябре по отношению к августу увеличился на 0,7 и 0,3% соответственно.

Как подтверждает Нацбанк, основываясь на опросах представителей банков второго уровня (БВУ), рынок розничного кредитования действительно растет благодаря увеличению портфеля потребительских займов, в том числе за счет автокредитования и кредитов без указания цели. Ипотека также несколько оживилась, и даже банки, которые отказались от предоставления кредитов под недвижимость в период кризиса, сейчас активизировались, хотя рост спроса в этом сегменте отметили лишь 30% опрошенных банков, 60% считают, что спрос остался на прежнем уровне.

рынок розничного кредитования действительно растет благодаря увеличению портфеля потребительских займов, в том числе за счет автокредитования и кредитов без указания цели

Банки вернулись к докризисному способу взаимодействия с потенциальными клиентами - формированию спроса через рекламу. С самого начала было понятно, что сидя на деньгах, много не заработаешь: доходность банковского сектора продолжает падать. Все испробованные методы получения прибыли без особого риска еще раз доказали, что только кредитные операции приносят доход. К тому же на конкурентное поле вернулись вышедшие из процесса реструктуризации долгов два крупнейших государственных игрока - Альянс Банк и БТА, а также «дочка» последнего Темирбанк, накануне кризиса очень быстро увеличивший долю на рынке розницы. Перед другими банками стоит реальная опасность потерять рыночную долю и продолжать наращивать убытки. Так что у БВУ нет иного выхода, кроме как начать кредитовать. Кроме того, кредитование - единственный реальный способ заработать на выплату вознаграждения по привлеченным депозитам.

Слишком дорогая надежность

Отметим, что, по данным Национального банка РК, за январь-август 2010 года общий объем кредитного долга в банках уменьшился на 2,5%, при этом кредитование юридических лиц снизилось на 1,6%, физических - на 4,8%. С начала года кредитную деятельность банков тормозило ухудшающееся качество кредитных портфелей. По итогам сентября доля кредитов с просрочкой платежей достигла 34%, обесценилось залоговое имущество. Чтобы не грузить на себя новые риски, банки предпочитают накапливать ликвидность, объем которой сейчас достиг 10-12 млрд долларов, вкладываясь в более надежные инструменты. Совокупная статистика по банкам, опубликованная на сайте АФН, наглядно демонстрирует, как менялись доли займов и вложений в другие инструменты в активах БВУ в течение прошедших девяти месяцев 2010 года. К апрелю доля вкладов в других банках, в том числе в Нацбанке, достигла максимального значения - 10,2, к маю до максимума выросли инвестиции в ценные бумаги - 19,4%. Тогда же до самого низкого значения - 47,1% снизилась доля займов и операций репо. В совокупном банковском портфеле ценных бумаг доля ГЦБ по итогам первого квартала составила более 50%, а доля облигаций в целом превысила 90%. Но уже в третьем квартале банки избавились от большей части корпоративных бумаг и увеличили долю ГЦБ до 73%.

Однако ставки вознаграждения по депозитам на межбанковском рынке (0,62 в тенге и 0,21 в долларах), а также размещенным в Нацбанке (0,5-1%) и по ГЦБ, у которых доходность ниже инфляции, заставляют банки искать более выгодные вложения активов, то есть в кредиты. Со своей стороны и Национальный банк, понижая уровень доходности по своим инструментам и операциям, стремится снизить их привлекательность для банков, с тем чтобы переориентировать процесс хранения накопленных банками излишков денег в Нацбанке на кредитование экономики.

Шаг навстречу

Казалось бы, кредитная машина тронулась вперед, но, возвращаясь к опросу БВУ, проведенному Нацбанком, пока спрос на заемные ресурсы корпоративных клиентов в третьем квартале по сравнению с предыдущим даже снизился. Несколько вырос интерес к кредитам у средних предприятий. А вот субъекты крупного и малого бизнеса снизили спрос за указанный период более чем на 3% и 11% соответственно. Можно предположить, что крупные предприятия, особенно из горнодобывающего сектора, могут пользоваться другими источниками финансирования, в том числе облигационными займами и кредитами иностранных банков. Крупные же компании, работающие в других секторах экономики, в настоящее время перекредитованы, должны сразу нескольким банкам, а значит, предпочитают не увеличивать свою задолженность банкам, да и те не торопятся давать деньги несостоятельным заемщикам.

Малый же бизнес могут не удовлетворять слишком жесткие условия кредитования, кроме того, специально для МБ существуют кредитные программы «Даму», ЕБРР и т.д. Что касается предложения, то малый бизнес оказался наиболее уязвимым в период кризиса, в том числе и по требуемым банками залогам, поэтому БВУ отказывают малым предприятиям в кредитах.

На взгляд главы Национального банка Григория Марченко, неудовлетворительная динамика кредитования объясняется не слабостью потенциального спроса на заемные средства, ведь, по его словам, 72% казахстанских компаний никогда не привлекали банковских кредитов, а избыточной консервативностью банков при оценке кредитоспособности заемщиков после кризиса. Кроме того, наблюдается тенденция, в рамках которой юрлица привлекают займы у поставщиков (под гарантии экспортных кредитных агентств) - такие ссуды обходятся заемщикам дешевле и их проще получить, чем банковские кредиты.

За хороших заемщиков в корпоративном секторе банки борются, смягчая кредитную политику, снижая ставки, идут на реструктуризацию долгов, если видят перспективность бизнеса

По результатам обследования Нацбанком предприятий реального сектора во втором квартале (более свежих данных пока нет) почти 80% компаний в качестве источника финансирования используют собственные средства. Тем не менее доля банковских кредитов в 2010 году растет. Если в конце девятого года только 6,1% опрошенных предприятий брали банковские кредиты, то во втором квартале нынешнего их число увеличилось до 17%. Лучше оценивают предприятия и доступность банковского кредитования: число обратившихся в банк за деньгами и их получивших увеличилось с 16% до 20%. Это, конечно, не 32%, как в 2007 году, но налицо повышение лояльности БВУ к клиентам. Уменьшилось и количество компаний, которым банк отказал в кредитах - с 5,2% в первом квартале до 4,3 - во втором.

В то же время предприятия остаются недовольными существующими условиями предоставления займов, конкретно сроками и ценами. Они хотят увеличения срока кредитования до 30 месяцев, а банки дают только на 17 месяцев, что касается ставок вознаграждения, то при существующей во втором квартале средневзвешенной ставке 15% предприятия желали бы получать деньги под 10,5%. Однако банки пока не готовы пойти навстречу клиентам и изменить условия кредитования. В корпоративном секторе лишь 12% БВУ отметили смягчение кредитной политики, по отношению к средним заемщикам смягчили условия более 16% опрошенных. В четвертом квартале 76% банков не планируют смягчения своей кредитной политики и такое же количество опрошенных не хотят менять цены на кредиты для корпоративных клиентов. Что касается отраслей экономики, то наиболее привлекательными остаются транспорт и связь, распределение газа, воды, электроэнергии, а также сельское хозяйство. Высокая и стабильная доходность - вот качества, делающие эти сферы производства интересными для кредитных организаций. За хороших заемщиков в корпоративном секторе банки борются, смягчая кредитную политику, снижая ставки, идут на реструктуризацию долгов, если видят перспективность бизнеса: восстановление спроса на продукцию, развитую клиентскую сеть, стабильные финансовые потоки. Однако в будущем можно ожидать ужесточения конкуренции между банками в сегменте розницы.

Покупатели поддержат экономику

Сами банки прогнозируют увеличение спроса на потребительское кредитование и умеренный рост спроса на ипотеку. В третьем квартале 64% респондентов прогнозировали повышение спроса на потребительские кредиты, в реальности спрос увеличился лишь на 38%. В четвертом квартале уже более 66% опрошенных банков ожидают роста спроса на потребительские кредиты и только 28,6% - на ипотеку.

«В потребительском сегменте явно прослеживается тенденция восстановления баланса спроса и предложения, когда более высокий темп роста предложения в сравнении с ростом спроса со стороны банков начал компенсировать неудовлетворенный спрос на кредитные ресурсы со стороны населения в предыдущих периодах», - комментируют в Нацбанке.

Однако банки не забывают о высоких рисках, связанных с потребительским кредитованием - на 1 октября просроченная задолженность по ним да еще по займам на приобретение жилья физлицами составляла в сумме 17% от общего объема выданных кредитов. Поэтому только 30% банков, участвовавших в опросе Нацбанка, в третьем квартале смягчили условия по потребительским кредитам и 14% - по ипотеке. В четвертом квартале 89 % банков не планируют менять неценовые условия, то есть кредитные лимиты, сроки погашения кредита, требования к залоговому обеспечению и т.д., а 90% намерены оставить неизменными и ценовые условия.

Изменились подходы к кредитованию населения. Как и среди предприятий, банки выбирают самых надежных заемщиков. Наиболее популярно сегодня кредитование в рамках зарплатных проектов

Изменились подходы к кредитованию населения. Как и среди предприятий, банки выбирают самых надежных заемщиков. Наиболее популярно сегодня кредитование в рамках зарплатных проектов. В период кризиса обострилась конкуренция между банками за хороших клиентов - перспективные компании со стабильными и прозрачными финансовыми потоками. Банки предлагают им комплекс услуг, в том числе финансирование проектов, оперобслуживание, а также, что немаловажно, розничное кредитование их работников. Таким образом банки достигают сразу нескольких целей - получают на обслуживание хорошее платежеспособное предприятие и снижают риски кредитования физических лиц.

Можно заметить, что рекламный рынок сегодня оживляется не только за счет продвижения банковских кредитов, но и бытовой техники, мебели, автомобилей и - очень осторожной - рекламы жилых комплексов. Так что формирование потребительского спроса идет с двух сторон - банков и торгового сектора. Место и время их встречи можно будет считать тем моментом, с которого начнется оживление малого и среднего бизнеса.

Светлана Грибанова

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123