Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Автострахование в Казахстане - обзор рынка

30 Январь 2010 2 6347 (с) and.kz

Десятка лидеров страхового рынка предлагает почти полсотни различных программ добровольного страхования автотранспорта. Но автовладельцы пока предпочитают экономить на добровольных страховках.

Добровольное автострахование никогда не было особенно популярным в Казахстане. На пике экономического роста в середине 2000-х спрос на этот вид страховых услуг начал было расти. Но вот уже второй год рынок теряет свои и без того не слишком прочные позиции из-за кризиса.

Премии

Так, страховые премии, собранные за счет добровольного автострахования, в 2009-м снизились на 26,7% против показателя 2008-го. А если сравнивать с итогами 2007-го, то почти в два раза.

Добровольным автострахованием в Казахстане занимаются 27 страховых компаний. Примечательно, что в 2009-м в первой десятке лидеров этого рынка произошла рокировка двух компаний: СК «Евразия» перескочила с 6-го места сразу на 1-е, а «БТА Страхование», напротив, переместилась с 1-го на 6-е.

На 1 декабря на долю СК «Евразия» приходилось 22% от общего объема премий по добровольному автострахованию в РК. Хотя «Евразия» предлагает только одну программу добровольного автострахования, условия по которой практически не отличаются от средних условий, предлагаемых на рынке. Притом что другие компании предлагают автовладельцам до 11 различных программ.

Выплаты

Страховые выплаты по добровольному автострахованию также снизились. По сравнению с 2008 годом - в полтора раза.

Максимальную сумму выплат в 2009-м произвела компания «БТА Страхование». Ее доля в общем объеме выплат десятки лидеров рынка составляет почти 20%. В то же время «Евразия», вышедшая на 1-е место по объему собранных в 2009 году премий, по выплатам занимает лишь 9-е место.

Правила игры

Каждая страховая компания выдвигает определенные требования к автотранспорту (все данные приводятся только по программам добровольного страхования). Некоторые компании отказываются страховать автомобили, выпущенные ранее определенного года (чаще всего - 1996-го), а также праворульные авто. Многие компании не страхуют автомобили, находящиеся в качестве залога в банках либо используемые в качестве такси.

Определяющим фактором при расчете страховой премии является цена автомобиля. Страховой тариф варьируется от 0,2 до 9% от рыночной стоимости автотранспорта. Но не только стоимость автотранспорта влияет на стоимость страховки. Чем большее количество рисков, которые может покрыть страховая компания, оговаривается в договоре, тем больше придется заплатить за страховой полис. При этом клиент (страхователь) может самостоятельно выбрать именно тот перечень рисков, при реализации которых страховая компания покроет возникший ущерб.

В числе этих рисков могут быть:

•ДТП

•Противоправные действия третьих лиц: угон, разбой, грабеж, кража автотранспорта

•Уничтожение или повреждение автотранспорта, связанное с угоном, разбоем, грабежом, кражей

•Стихийные бедствия: буря, шторм, ураган, град, удар молнии, землетрясение, сель, обвал, оползень, паводок, наводнение

•Иные непредвиденные события: пожар, взрыв, провал под лед, повреждение водопроводной, отопительной или канализационной системы.

На стоимость страхового полиса оказывает влияние и размер франшизы. Это та сумма, которая не подлежит возмещению при наступлении страхового случая. Таким образом страховая компания разделяет риски с клиентом. Размер франшизы в большинстве случаев устанавливается как процент от рыночной стоимости застрахованного автотранспорта. Обычно ее размер варьируется в пределах 10% от стоимости автотранспорта. Франшиза по желанию клиента может быть изменена как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. Чем выше франшиза, тем меньше страховая премия.

В основном договор добровольного автострахования заключается на год. По желанию клиента компании готовы пересмотреть срок страхования и заключить договор на меньший срок. Тогда стоимость страховки будет ниже - пропорционально сроку заключения договора.

Около 90% программ предусматривают действие договора до исчерпания страховой суммы. Если в течение года произойдет несколько страховых случаев, в результате которых суммарный ущерб превысит страховую сумму, компания покроет только затраты, не превышающие размер указанной в договоре страховой суммы. В большинстве случаев размер страховой суммы равен рыночной стоимости застрахованного автотранспорта.

10% программ предусматривают действие договора страхования до первой страховой выплаты. Если в течение года произойдет хоть один страховой случай, указанный в договоре, страховая компания, покрыв нанесенный ущерб, прекращает договорные отношения со страхователем. Независимо от того, исчерпана страховая сумма или нет.

Игроки страхового рынка при страховании автотранспорта не ограничиваются покрытием только территории Казахстана. По желанию клиент за дополнительную плату может выбрать любые другие страны, в пределах которых страховая защита будет действовать.

В рамках добровольного страхования автотранспорта некоторые компании применяют систему «Бонус-Малус». «Бонус» - это предоставление скидки страхователям, не допустившим страховых случаев. «Малус» - это, наоборот, повышение страховых премий для клиентов, ответственных за одно или более ДТП. На рынке добровольного автострахования система «Бонус-Малус» превратилась в важный элемент маркетинга, используемый для привлечения и удержания лучших водителей. Каждая компания в данном случае устанавливает собственную программу «Бонус-Малус» со своими тарифами.

На стоимость страховки влияет также и то, на каком СТО предполагается ремонтировать авто при наступлении страхового случая. Стоимость страховки возрастает, если ремонт предполагается производить в авторизованном центре технического обслуживания автомобилей определенной марки. Но где именно производить ремонт, определяет уже сам страхователь.

Замена деталей при возникновении страхового случая может осуществляться как с учетом амортизации (износа), так и без ее учета. Этот пункт также оговаривается в договоре. Замена деталей без учета амортизации позволит восстановить автотранспорт после страхового случая по ценам новых запасных частей. Для автомобилей, возраст которых не превышает трех лет, данное условие страхования практически не влияет на цену. Ремонт автомобиля без учета амортизации повышает стоимость страхового полиса.

Подготовлено аналитической службой медиахолдинга Business Resource

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123