Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

В Казахстане появился рейтинг надежности страховых компаний

3 Август 2009 0 1748 (с) panorama.kz

Во вторник в ходе круглого стола, посвященного теме надежности страховых компаний, представители этого бизнеса раскрыли ряд своих секретов. Выяснилось, что, как правило, народ не доверяет страховщикам. Причем распознаваемость брендов страховых компаний очень низка, поэтому из-за нескольких ненадежных компаний потенциальный клиент не верит практически всем. Что же касается самих недобросовестных компаний, то они в недавнем прошлом были чуть ли не лидерами рынка, так как демпинговали. При этом при наступлении страхового случая они зачастую предпочитали выплачивать клиенту лишь очень незначительную часть суммы, а в суде доказать что-то практически нереально, это признают сами страховщики. Также в ходе круглого стола говорили о разрозненности, несплоченности участников рынка.

Учредитель финансовой группы "Амулет" (организовавшей круглый стол) Ерлан АСКАРБЕКОВ презентовал соцопрос среди казахстанцев, который показывает степень доверия граждан к страховщикам и в целом уровень развития рынка. Так, в начале презентации г-н Аскарбеков показал видеоинтервью с тремя клиентами страховых компаний. Все они говорили об автостраховании и очень нелестно отзывались о страховых компаниях, которые даже если и платят, то делают это либо не в полном объеме, либо далеко не сразу.

В ходе социологического опроса выяснилось, что основная причина нежелания казахстанцев страховаться - это сомнения в том, что компания будет платить. 58% опрошенных на вопрос о причинах недоверия страховым компаниям указали "неуверенность в получении денег". Так что "весь маркетинг страховых компаний может быть очень простым - платить", - заключает г-н Аскарбеков. И не нужно будет огромные бюджеты тратить на рекламу. По словам г-на Аскарбекова, в период бурного роста в финансовом секторе банки подтягивали за собой страховые компании (как известно, очень многие СК аффилированы с банками. - А. Д.). Они обязывали клиентов при получении кредита оформлять и страховку, по оценке г-на Аскарбекова, такие страховки достигали 75% от общего количества.

При этом рынок не развивался, говорит эксперт. Ярким примером этому служит статистика по добровольному автострахованию. Так, по информации главы компании "Амулет", в Москве сейчас показатель страхования КАСКО составляет 30%, в Украине чуть больше: от 30% до 40%. А в Казахстане - 2%. При этом Ерлан Аскарбеков высказал мнение, что из этих 2% полтора являются сотрудниками страховых компаний или их родственниками. Присутствовавшая на круглом столе руководитель Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана САВЧЕНКО подтвердила, что наши граждане часто бывают недовольны работой СК. По ее словам, в лигу потребителей поступает очень много жалоб на страховщиков, как правило, клиентов не устраивает именно политика выплат.

Недоверие казахстанцев к страховым компаниям вполне закономерно, считает г-н Аскарбеков. Действительно, политика выплат у многих из них оставляет желать лучшего. А массовый клиент не различает, где добросовестная компания, а где откровенно ненадежная. Столкнувшись с невыплатами, с судебными процессами, человек принимает решение не страховаться вовсе. Между тем для представителя среднего класса серьезная авария, повлекшая расходы в несколько тысяч долларов или пожар в квартире, является, по определению г-на Аскарбекова, "недопустимо большим риском". При этом он выразил уверенность, что как минимум "треть страховых компаний точно платит". Г-н Аскарбеков напомнил, что у одной страховой компании Агентство по финансовому надзору уже отобрало лицензию ("Алтын-Полис"), у троих страховщиков ("НАСКО-Казахстан", "Темир-ат", "Premier-Страхование") - приостановило.

По мнению г-на Аскарбекова, помочь обычным людям сориентироваться в рынке страхования должен рейтинг надежности СК, разработанный компанией "Амулет". Ерлан Аскарбеков заверил участников круглого стола, что его компания не выполняет чей-либо заказ, не получает денег от страховых компаний и что рейтинг объективен (насколько это возможно, учитывая недостаток информации в открытых источниках).

Компания "Амулет" уже выпустила два рейтинга - на основании данных АФН на 1 мая и на 1 июня. Обывателю очень легко сориентироваться в этих таблицах. Если компания в зеленой зоне, ее можно считать надежной, в желтой зоне - менее надежные, оранжевые - еще хуже, а в красной зоне те, кто у кого плохие показатели по всем четырем критериям. Актуарий Акмарал АЛДИЯРОВА, генеральный директор "Амулета", рассказала о методике составления рейтинга. По ее словам, за основу взяты открытые данные, опубликованные на сайте Агентства по финансовому надзору. Критериев четыре. Два из них касаются выполнения пруденциальных нормативов: нормативы диверсификации активов и норматив маржи платежеспособности. Другие два авторы рейтинга назвали "коэффициентами надежности" - это коэффициент колебания продаж и коэффициент рентабельности собственного капитала (RoE).

Эта методика вызвала критику экспертов. Многие присылали свои письма в компанию "Амулет", где говорилось о неточности подобной оценки надежности (правда, некоторые компании не устраивало в основном их место в рейтинге, но была и конструктивная критика). А в ходе круглого стола заместитель председателя правления компании "БТА Жизнь" Догдырбек ИМАНБЕРДИЕВ сказал, что он, конечно, поддерживает рейтинг, ведь "БТА Жизнь" там на первой позиции. Но с некоторыми моментами в части методологии эксперт не согласен. Он назвал этот рейтинг лишь "вершиной айсберга" и выразил надежду, что при сотрудничестве со страховыми компаниями и АФН "Амулет" сможет усовершенствовать свою методику.

Представители компании "Амулет" осознают, что рейтинг может быть не совсем объективен, но они считают, что важен сам факт появления некоего ориентира для потребителей. По мнению экспертов, препятствием для развития данного проекта может стать позиция учредителей и акционеров страховых компаний. Участники круглого стола сообщили, что, как правило, страховой бизнес является не основным, и собственник компании может не понимать нюансов страховой деятельности. И по этой причине он может просто не захотеть раскрывать какую бы то ни было информацию.

Амина ДЖАЛИЛОВА

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123