Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

С миру по нитке: народное финансирование

8 Апрель 2016 0 819 (с) liter.kz
С миру по нитке: народное финансирование

В мире активно развивается новый вид финансирования - народного. Мировой рынок так называемого краудфандинга (народное финансирование) по итогам 2015 года превысил $34,4 млрд, увеличившись в два раза по сравнению с показателями 2014 года, говорится в исследовании компании Massolution Research.

Этот инструмент стал активно развиваться в России с 2012 года, но в Казахстане, несмотря на большой потенциал, он пока так и не заработал.

Как собирали деньги на «28 панфиловцев»

Между тем фильм «28 панфиловцев» российской киностудии именно через систему краудфандинга собрал в июле 2013 года все необходимые средства для проведения сьемок - 34 млн рублей. Профинансировали проект об отважных панфиловцах через российскую площадку для сбора денег boomstarter.ru около 4 тысяч человек, тем самым поддержав идею создателей фильма. 

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd - «толпа», funding - «финансирование») - это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило через Интернет

В ответ на финансовую помощь создатели фильма не пообещали инвесторам из народа ничего материального, кроме публикации их фамилий в титрах, но крупным вкладчикам, которые пожертвовали от 100 тысяч рублей, пообещали личную встречу или разговор по скайпу. 

Народная помощь

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd - «толпа», funding - «финансирование») - это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сбор средств может служить для различных целей - помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого.

Изначально должна быть заявленная цель, определена необходимая денежная сумма, должна быть составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.

Ранний пример краудфандинга - фундамент статуи Свободы в Нью-Йорке. Сама статуя была подарком от Франции США, а пьедестал должен был быть оплачен США, но правительство на том этапе не хотело за него платить. Тогда Пулитцер (тот самый, именем которого названа премия) обратился к читателям своей газеты, предложив им собрать деньги на создание пьедестала. Люди должны были пожертвовать от 1 доллара - и тогда они получали маленькую модель статуи. Если они давали 5 долларов, то модель была больше. Более 100 тысяч человек пожертвовали тогда деньги, и пьедестал был построен.

Как показало исследование компании Massolution Research, главный вклад в рост краудфандинга внесли азиатские рынки. Всего за год объем краудфандингового финансирования в этом регионе увеличился на 320% и достиг $3,4 млрд. Это позволило азиатскому краудфандинговому рынку обогнать европейский, который по итогам прошлого года оценивался на уровне $3,26 млрд. В настоящее время лидирующие позиции в сфере краудфандинга занимает американский рынок. За минувший год он вырос на 145% и достиг $9,46 млрд.

Кроме основной причины - непопулярности самой идеи в нашем обществе и потому недоверия казахстанцев к краудфандингу, есть еще одна, немаловажная. Это отсутствие законодательной базы и простого инструмента для пожертвований. 

Самой популярной категорией, в которой были представлены проекты, получившие краудфандинговое финансирование, является сфера «Бизнес и предпринимательство». Проектам в этой области удалось собрать в прошлом году $6,7 млрд (примерно 41,3%) от общего объема финансирования.

Казахстан пока только открывает краудфандинг

В нашей стране за последние несколько лет было запущено несколько сайтов-площадок для сбора денег. Но они не получили популярности и практически все закрылись. Так, на сайте Startuper.kz висит объявление о приостановке работы по техническим причинам. Хостинг сайта Startticket.kz отключен, сайт Gostart.kz не открывается. Еще на одной краудфандинговой площадке i6.kz количество проектов исчисляется единицами. Однако, как указано на i6.kz, один из проектов - сайт для публикации стихов на казахском языке - собрал около пяти тысяч долларов.

По словам экспертов, кроме основной причины - непопулярности самой идеи в нашем обществе и потому недоверия казахстанцев к краудфандингу, есть еще одна, немаловажная. Это отсутствие законодательной базы и простого инструмента для пожертвований. Здесь также можно добавить недостаточное присутствие в регионах платежных систем и низкий уровень грамотности самого населения в вопросе самостоятельного перевода денег электронным путем для различных нужд, тогда как весь развитый мир ускоренными темпами переходит на электронные платежи. Также одной из причин называют блокировку платежных карт большинства казахстанцев для оплаты через Интернет в целях безопасности. Для открытия доступа необходимо связаться с банком.

Генеральный директор краудфандинговой площадки CrowdRepublic.ru Ирина Лиленко называет еще несколько причин слабого развития краудфандинга в постсоветских государствах. Во-первых, это слабая работа самих авторов по продвижению своих проектов и работа с аудиторией проекта, недостаточная подготовка самих проектов к публикации. В-третьих, по ее словам, «российский краудфандинг балансирует между доверием к личности автора и недоверием в целом ни к каким призывам». «Требовать абсолютного доверия в нашем обществе нереально, потому что все еще помнят БАДы, МММ и жуткий по качеству инфобизнес с консультантами-студентами. Недоверие уходит медленно», - отмечает эксперт.

Ардак АЯЖАН

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123