Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Резкое снижение инфляции остановит экономику Казахстана

21 Январь 2014 0 776 (с) forbes.kz
Резкое снижение инфляции остановит экономику Казахстана

Перед Нацбанком президент выдвинул две задачи: до 1 мая начавшегося года проработать комплекс мер по снижению инфляции до 3-4% годовых в среднесрочной перспективе, а до 1 июня - разработать комплексную программу развития финансового сектора до 2030. Готовить предложения для Акорды финансовый регулятор будет вместе с правительством.

С инфляцией надо осторожнее!

Вполне очевидно, что первая из задач поставлена перед Нацбанком не только потому, что в прошлом году темпы инфляции в годовом выражении замедлились до самого низкого уровня за последние 15 лет - 4,8% годовых. В истории страны достигался и рекордный минимум по этому показателю - 1,9% в 1998, до которого инфляция опустилась с 1258% в 1994. Кстати, исторический максимум был показан в 1992 - 2960,8%. А после достижения рекорда по минимуму инфляции Нацбанку пришлось обвалить курс тенге к доллару в апреле 1999.

Есть в задаче по снижению инфляции в Казахстане до 3-4% и внешний фактор - это аналогичная установка руководства России, с которой наша страна спустя год создаст Евразийский экономический союз, а сейчас живет в Едином экономическом пространстве. Как заявлял не раз российский президент Владимир Путин, по инфляции экономике нашего северного соседа необходимо выйти на уровень 4-5%, с тем чтобы удешевить ипотеку до 3-4%.

Напомним, что в прошлом году, как не раз заявлял предшественник г-на Келимбетова - Григорий Марченко, по итогам 2013 инфляция должна была оказаться у нижней черты официального прогнозного коридора в 6-8%. Кстати, он же говорил, что в нынешних условиях Казахстана Нацбанку не по силам таргетировать инфляцию, то есть контролировать ее исключительно монетарными методами. А особую его озабоченность вызывали «неразумные» цены на овощи и фрукты, поднимавшие общий уровень инфляции в среднем на 1,5%-1,7%, на обувь и одежду, а также расценки на коммунальные услуги. Так что остается предположить, что к концу прошлого года эти цены и тарифы продвинулись к «разумному» уровню, раз уж фактическая инфляция так значительно отклонилась от прогнозного уровня. Напомним, что наиболее быстрыми темпами в прошлом году подорожали платные услуги - на 8,5%, тогда как по продуктам питания и непродовольственным товарам прирост составил 3,3%.

Есть в задаче по снижению инфляции в Казахстане до 3-4% и внешний фактор - это аналогичная установка руководства России, с которой наша страна спустя год создаст Евразийский экономический союз, а сейчас живет в Едином экономическом пространстве.

Г-н Марченко также утверждал, что после снижения инфляции «и ставки по кредитам были бы ниже, и ставки по депозитам». Однако, и не дожидаясь «разумных» цен, сам Нацбанк с момента прихода г-на Марченко во второй раз на пост председателя последовательно снижал ставку рефинансирования, которая с уровня 10,0% годовых на начало 2009 опустилась до 5,5% в августе 2012. Рекомендуемые максимальные ставки по вкладам населения, определяемые АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов», к началу 2009а были на уровнях 13,5% по тенговым вкладам и 10% - по инвалютным, а к концу прошлого года опустились, соответственно, до 9% и 4,5%. Средневзвешенная ставка по тенговым кредитам небанковским юридическим лицам за этот период снизилась с 16,5% годовых до 10,8%, однако по займам физическим лицам произошло повышение с 18,4% до 19,9%. По инвалютным кредитам для юридических лиц сложилось снижение с 12,9% до 6,9%, для населения - с 11,7% до 10,2%.

Таким образом, дальнейшее снижение инфляции до уровня 3-4% годовых вполне реально может привести к уменьшению максимального уровня рекомендуемых ставок по вновь привлекаемым вкладам населения еще на 1,5-2% уже в ближайшее время. А представители некоторых банков уже задают вопрос своим клиентам через социальные сети: готовы ли вы согласиться на вознаграждение по вкладам в 1%, чтобы заемщики могли получать кредиты под 3% годовых! Вполне очевидно, что и банковские займы должны будут подешеветь вслед за снижением ставок по депозитам, а Нацбанку придется понизить ставку рефинансирования сначала до уровня в 4,5-5%, а затем и ниже. И, конечно же, уменьшая инфляцию, нужно постоянно следить за тем, чтобы не загнать экономику в дефляцию, обеспечивающую «потерянное десятилетие» по примеру Японии!

Нет людей - нет концепции

Вполне ясна ситуация и разработкой новой программы развития финансового сектора до 2030. Прежний программный документ - концепция развития финансового сектора Казахстана в посткризисный период - была одобрена несколько лет тому назад, 1 февраля 2010. Она изжила себя по ряду причин.

Во-первых, ее подготовка велась впопыхах в разгар финансового кризиса в 2009, а главными ее идеологами и исполнителями, наряду с г-ном Марченко и тогдашним премьер-министром Каримом Масимовым, были глава АФН Елена Бахмутова и председатель Агентства по регулированию деятельности РФЦА Аркен Арыстанов. После кризиса два последних ведомства были упразднены президентом Казахстана, а их руководители отстранены от руководства финансовым сектором. В итоге вместо исправления ошибок прежних госорганов, отвечавших за регулирование и развитие финансового рынка, был создан масштабный конфликт интересов у возникшего на их руинах мегарегулятора - Нацбанка, который приступил к фактическому уничтожению частных компаний и переводу их бизнеса в новые государственные монополии (ЕНПФ, АО «Единый регистратор ценных бумаг», «Государственное кредитное бюро»). Более того, Нацбанк установил контроль даже над Казахстанской фондовой биржей (KASE). Понятно, что, если Казахстан и впредь будет следовать таким курсом, ему вряд ли суждено войти в топ-30 наиболее развитых государств мира.

Во-вторых, авторы концепции намеревались продолжать мероприятия, заложенные в предшествовавшей ей другой концепции - развития финансового сектора на 2007-2011. Между тем, исчезло одно из главных условий для преемственности этих документов - доступ отечественных банков к дешевому зарубежному финансированию. Также был нанесен серьезный ущерб деловой репутации банковского сектора в целом в результате вторжения в него государства, громких уголовных дел против известных топ-менеджеров и международной тяжбы за активы БТА банка с его экс-владельцем Мухтаром Аблязовым. Фактически банковский сектор, опирающийся на идею свободной конкуренции его частных участников, был уничтожен во время кризиса. А в дополнение к национализированным банкам тон на нем стали задавать еще и «дочки» госбанков из соседних с нами России и Китая. Реприватизация БТА банка, «Альянс Банка» и «Темiрбанка» здесь мало что изменит, поскольку вошедшие в их капитал инвесторы весьма приближены к властным структурам.

В-третьих, концепция ставила цель мобилизовать финансовые ресурсы для реализации проектов первой пятилетки ФИИР, стартовавшей в 2010 (цитируем): «Финансовый сектор должен стать своеобразным мостом между национальными сбережениями и потребностями инновационного роста, что предполагает восстановление доверия к нему». Однако этот сектор, лишенный подпитки из-за рубежа и «длинного» фондирования на внутреннем рынке, был заведомо обречен на роль аутсайдера в финансировании ФИИР, в результате чего и здесь первая скрипка досталась государству.

В заключение отметим, что Нацбанку придется нелегко в решении поставленных президентом задач. Кадровые перестановки в его руководстве только начались, а среднее звено топ-менеджмента - директоры департаментов, на которых лежит основное бремя разработки программных документов, перешли в наследство г-ну Келимбетову от его предшественника и вряд ли разделяют ударно-реформаторские воззрения своего нового шефа.

К тому же за время второго правления г-на Марченко были нарушены нормальные отношения Нацбанка с экспертным сообществом, да и с участниками рынка продуктивного диалога явно не наблюдалось. В правительстве же ключевые фигуры, от которых зависит решение задач по снижению инфляции и разработке 15-летней программы развития финансового сектора, - это вице-премьер, он же министр финансов Бахыт Султанов и министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Первый во время последнего кризиса не слишком успешно руководил МЭБП и был переведен в президентскую администрацию, а второй те трудные времена провел в родном для него «КазИнвестБанке» на посту председателя совета директоров.

Тулеген Аскаров

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123