Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Казахстанский банкинг мобилизуется

21 Ноябрь 2012 1 1076 (с) kursiv.kz
Казахстанский банкинг мобилизуется

В системе Homebank «Казкома» мобильным банкингом пользуются свыше 30 тыс. клиентов, из которых 19 тыс. работают на платформе под Android, а 11 тыс. - под iOS. Рост спроса на мобильный банкинг эксперты приписывают к огромному росту продаж смартфонов, однако активность мобильных подключений пока в 7 раз отстает от «браузерных» в системе Homebank. При этом ряд БВУ РК ведет активные разработки мобильных платформ.

По мере проникновения Интернета и сотовой связи в Казахстане растет и число дистанционных взаимодействий клиента с банком. Пока основных вариантов такого контакта три: интернет-банкинг через браузер, смс-банкинг с сотовых телефонов и мобильный банкинг со смартфонов.

На сегодняшний день взаимодействие телефона и банковского счета сводится в основном к проверке доступной суммы либо остатку долга по кредиту и просмотру совершенных операций посредством смс-банкинга. Ранее интернет-эксперт Константин Горожанкин сообщал, что всего к услугам мобильного банкинга (имеются ввиду все виды взаимодействий - от смс до специальных приложений) в РК прибегают на 33% больше населения, чем к интернет-банкингу. Он обосновал такую динамику тем, что уровень проникновения сотовой связи в стране более чем в 2 раза выше, чем число интернет-подключений. Если рассмотреть структуру дистанционных подключений клиентов к своим счетам через систему Homebank, то видно, что на каждое подключение через мобильное приложение приходится почти 7 подключений через браузер.

интернет-эксперт Константин Горожанкин сообщал, что всего к услугам мобильного банкинга (имеются ввиду все виды взаимодействий - от смс до специальных приложений) в РК прибегают на 33% больше населения, чем к интернет-банкингу

Поэтому полноценное двустороннее взаимодействие телефона и банковского счета еще только формируется. В частности, система Homebank сейчас предлагает пользователям мобильное приложение для смарфонов, но пользуются им пока лишь 30 тыс. человек. Исполнительный директор «Казкоммерцбанка» Нурлан Жагипаров пояснил, что 19 тыс. из них пользуются приложением на платформе Android, а оставшиеся 11 тыс. предпочитают платформу для Apple. В «БТА Банке» также разрабатывается mobile-client. Начальник отдела продаж и сопровождения клиентов «БТА Банка» Сауле Жуманова сообщила, что разработка ведется для двух платформ: Android и iOS, причем запустить проект предполагается уже в начале 2013 года. Директор департамента розничного бизнеса АО «Нурбанк» Нурсулу Абдыбаева в свою очередь добавила, что в «Нурбанке» есть приложение для мобильного банкинга для OS Symbian & Windows Mobile, однако подчеркнула, что банк планирует активно развивать этот сервис, добавив в перечень ОС в будущем iOS и Android. В «Евразийском» уже создана система мобильного банкинга, однако полный функционал будет доступен в начале следующего года. Как пояснил управляющий директор «Евразийского Банка» Бертран Госсар, поначалу в мобильной версии будут доступны операции перевода средств между счетами одного клиента, затем - остальные переводы (уже в этом году), а в дальнейшем и операции по открытию счетов и депозитов, платежных карт и оформление кредитов. Причем в первую очередь сервис оценят пользователи Android, и затем обладатели гаджетов Apple.

полноценное двустороннее взаимодействие телефона и банковского счета еще только формируется. В частности, система Homebank сейчас предлагает пользователям мобильное приложение для смарфонов, но пользуются им пока лишь 30 тыс. человек

Технологические возможности растут, а вот потенциальный спрос оценивают по-разному. Есть два полярно противоположных мнения по мобильному банкингу. Одни пользователи считают, что это лишь дань моде, и практической пользы от управления банковским счетом с телефона нет, так как нетрудно найти компьютер или ноутбук «под рукой», чтобы совершать операции с браузера. Другой «лагерь» ратует за удобство доступа к счетам со смартфонов. Поэтому вопрос о возможности серьезного потеснения, а то и замещения мобильным банкингом «браузерного» остается открытым. Сауле Жуманова считает, что этого не произойдет. «Во-первых, для работы в мобильном банкинге необходимо иметь соответствующее мобильное устройство - смартфон или планшет, а такие устройства могут приобрести не все казахстанцы по причине их высокой цены. Более того, на таких устройствах должен быть постоянный выход в Интернет», - пояснила она. Второй причиной эксперт называет неудобства пользования: «Многие платежи, которые возможно провести через интернет-банкинг, не всегда удобно проводить через мобильное устройство по техническим причинам - соответственно многие услуги будут доступны и удобны только через интернет-банкинг посредством компьютера». Бертран Госсар солидарен с таким мнением, отвечая на вопрос «Къ» о целесообразности мобильного банкинга: «Мое личное мнение в том, что интернет-банкинг с компьютера значительно удобнее, чем со смартфона». Нурсулу Абдыбаева, напротив, отмечает, что мобильный банкинг в последнее время динамично развивается, и уже сейчас составляет серьезную конкуренцию «браузерному» банкингу.

Технологические возможности растут, а вот потенциальный спрос оценивают по-разному. Есть два полярно противоположных мнения по мобильному банкингу

Бертран Госсар причиной развития мобильного банкинга в РК называет огромный спрос на смартфоны, причем это один из стремительнейших результатов в мире. Он добавил, что если в Европе на смартфоны перешли 40-50% сотовых абонентов, то в РК цифры в два раза выше. «На зрелом рынке, вроде Великобритании или скандинавских стран, порядка 40% клиентов пользуются интернет-банкингом вместе с мобильным, а в Казахстане мы прогнозируем, что порядка 10-15% клиентов перейдут на дистанционное банковское обслуживание», - подчеркнул г-н Госсар. Исследование PwC подтверждает, что все больше и больше клиентов используют онлайновые и мобильные каналы для получения доступа к финансовым продуктам. В частности, 69% опрошенных указали, что в настоящее время пользуются Интернетом для приобретения финансовых продуктов. «Несмотря на то, что мобильной связью в этих целях пользуется меньшее число опрошенных (33%), ожидается рост популярности мобильных банковских услуг по той же кривой, что и рост популярности интернет-банкинга. В настоящее время в этом процессе лидируют Китай, Индия и ОАЭ», - сообщают PwC. Пользуются мобильной связью для приобретения финансовых продуктов, по опросу PwC, 56% респондентов в Индии, 48% в Китае и 42% в ОАЭ. «Если говорить о категориях клиентов, то нет ничего удивительного в том, что самыми активными из них являются представители «поколения Y», - люди, родившиеся с 1980 по 1990 год, при этом 67% опрошенных заявили, что используют или собираются использовать мобильные телефоны для получения банковских услуг», - сообщают PwC. В Казахстане же перекос в пользу молодых пользователей не так значителен. В «Казкоме» сообщили, что наибольшее число пользователей интернет-банкинга (с мобильным банкингом) принадлежит к группе 25-34 лет и составляет 158,298 тыс. человек, 35-44 лет - 93,045 тыс. человек, а старше 45 лет - более 98 тыс. человек. Видно, что возрастной разрыв не слишком велик, и возрастным клиентам не чужды современные технологии. Вопрос в том, смогут ли казахстанские банки создать и внедрить действительно функциональные платформы для мобильного банкинга - или же приложения в смартфонах клиентов будут носить чисто символический характер, чтобы пользователь помнил, в каком банке у него счет, сколько там денег и сколько он еще должен банку по кредиту.

Мобильность по-соседству
По исследованию Mobile BankingRank 2012, в 30 крупнейших БВУ России имеется 44 мобильных интерфейса: причем iPhone чуть популярнее Android'а - 12 и 11 интерфейсов соответственно. Из двухсот крупнейших российских банков более четверти предлагают клиентам хотя бы один мобильный интерфейс, а из тридцати крупнейших - три четверти банков. Что в БВУ РФ, что в БВУ РК, трудно подсчитать, какая доля пользователей интернет-банкинга является «мобильной». В США и многих европейских странах соотношение пользователей мобильного и интернет-банкинга составляет примерно 1 к 4.

Юрий Валиков

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123