Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Как банки нарушают «правила игры»

22 Август 2013 0 1249 (с) kursiv.kz
Как банки нарушают «правила игры»

Казахстанские банки конкурируют достаточно добросовестно: из проведенных Антимонопольным ведомством в прошлом году расследований, лишь 3% пришлось на участников финансового рынка. Курсив опросил АЗК, аналитиков и потребителей с целью выяснить, как банки поступают в этих трех процентах случаев.

Вопрос конкуренции между банками подразумевает соблюдение ряда правил игры. Конечно, сейчас едва ли кто открыто скажет: мы хорошие, они - плохие. Механизмы переманивания клиентов становятся изящнее. К примеру, некоторые банки побуждают клиентов открывать счета именно у них, хотя счет косвенно связан с той услугой, за получением которой клиент пришел изначально. Курсив обратился в Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) с вопросом: на какие нарушения банками недобросовестной конкуренции жаловались чаще всего с начала текущего года.

АЗК проводил расследование в отношении «Казкома», который, по заверению комитета, на основании кредитного договора принуждал клиента (юрлицо) производить все денежные операции исключительно через свои отделения. 

АЗК проводил расследование в отношении «Казкома», который, по заверению комитета, на основании кредитного договора принуждал клиента (юрлицо) производить все денежные операции исключительно через свои отделения. К слову, на момент заведения расследования, о котором было сообщено в СМИ, «Казком» официальных уведомлений от АЗК не получал. Так, по крайней мере, сообщал банк.

Впрочем, такая практика у некоторых экспертов не вызывает ассоциаций с недобросовестной конкуренцией. По словам директора Центра макроэкономических исследований Олжаса Худайбергенова, счета в том же банке открывают при выдаче кредита: в этом случае заемщик обслуживается у банка-кредитора, и банк, таким образом, может контролировать целевое использование кредита. «Поэтому вряд ли это является проявлением недобросовестной конкуренции», - убежден эксперт.

Другим примером, но уже с ярко выраженным влиянием на клиента, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Жаннур Ашигали называет расчет другим банком средств клиента по валютному курсу, отличающемуся от официального и заведомо менее выгодному для клиента. По мнению аналитика АИРИ, точно оценить долю такого недобросовестного дохода в общей структуре сложно: сама доля, к тому же, не является статичной. «Однако можно предположить, что являясь результатом кросс-продаж, доля недобросовестной прибыли остается умеренной относительно общих доходов, но повышает операционную прибыльность и чистые доходы банка», - подчеркнул Жаннур Ашигали.

В АИРИ другим видом недобросовестной конкуренции среди банков назвали обязывание клиента страховаться в дочерней страховой организации при банке.

В АИРИ другим видом недобросовестной конкуренции среди банков назвали обязывание клиента страховаться в дочерней страховой организации при банке.

АЗК также рассказали редакции Курсив о фактах недобросовестной конкуренции в действиях Kaspi Bank'а из 2012 года - в части призыва субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом. «Действия АО Kaspi Bank, направленные на невыполнение или выполнение ненадлежащим образом договорных обязательств клиента банка - ТОО «Inventerra» перед конкурентом - АО «Казкоммерцбанк» путем необоснованного препятствования субъекту рынка в осуществлении им своей деятельности, привели к нарушению антимонопольного законодательства», - пояснили в АЗК. По сведениям комитета, Kaspi «выложил» за этот иск 2 427 000 тенге в виде штрафа, вынесенного в судебном порядке.

Некоторые клиенты рассказывали, что при получении кредита необходимым условием банк ставил открытие у него кредитной карты, или «револьверки». Хотя заемщику, возможно, кредитка и не нужна.

Есть мнение, что казахстанские банки необоснованно в ряде случаев отказывают в кредите.

Но не всегда банки принудительно кредитуют. Есть мнение, что казахстанские банки необоснованно в ряде случаев отказывают в кредите. «Что касается необоснованного отказа в кредитах, то вряд ли такое существует в широкой практике - дело в том, что последние 4-5 лет сейчас испытывают дефицит хороших проектов для кредитования и поэтому, если проект действительно платежеспособный, то ему вряд ли бы отказали», - считает Олжас Худайбергенов. К тому же, у банках отстроенная годами система скоринга, которая отчасти нивелирует человеческий фактор при принятии решения, давать в долг или нет.

К нарушению здоровой конкуренции приводят и технологические моменты. Как рассказал президент Независимой ассоциации предпринимателей РК (НАП РК) Талгат Акуов, полтора десятка банков, самостоятельно сертифицируя POS-терминалы, попросту отказываются работать с устройствами других банков. «Те банки, кто не реализует терминалы, направляют клиента в банки уровня «Казкома» и «Народного», а это влечет переход клиента в другой банк», - добавил г-н Акуов.

Российские банки, как рассказали редакции Курсив в ИХ «ФИНАМ», активно используют пакетные предложения, чтобы обходить вопросы недобросовестной конкуренции.

«Думаю, что именно таким образом, большинство компаний (не только банков) пытается обходить антимонопольный закон - с помощью различных пакетированных предложений».

«Например, в пакете с депозитом может предлагаться дебетовая карта, которая, по сути, клиенту не нужна, но для того чтобы полностью разобраться в таком предложении нужно достаточно много времени, и не все вкладчики будут детально знакомиться с договором. Думаю, что именно таким образом, большинство компаний (не только банков) пытается обходить антимонопольный закон - с помощью различных пакетированных предложений», - рассказал аналитик «ФИНАМ» Антон Сороко. По его словам, случаи побуждения клиента открыть счет в банке, где он берет кредит, практически невозможно искоренить, поскольку под недобросовестной конкуренцией понимается достаточно широкий спектр различных действий, которые помогают компании бороться со своими конкурентами. «Правда, большинство из этих способов в большинстве своем уже практически не встречаются в связи с достаточно жесткими требованиями регулирующих органов (введение потребителя в заблуждение относительно характеристик товара, некорректное сравнение с конкурентами)», - пояснил он, добавив, что в России такие действия кредитной организации встречаются достаточно редко, хотя иногда все же имеют место.

В Казахстане, впрочем, банки конкурируют чище очень многих других организаций. По статистике АЗК, в 2012 году было завершено 170 расследований по нарушению антимонопольного законодательства (на 33% больше, чем в 2011 году). При этом на субъектов финансового рынка приходится лишь 3% выявленных нарушений. «Скандальнее» всего рынок топливно-энергетического комплекса (24% нарушений) и иные рынки (33%).

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123