Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

"Фонд проблемных кредитов" начнет работу в Казахстане

12 Январь 2012 2 5650 (с) kursiv.kz
Фонд проблемных кредитов

В начале 2012 года в Казахстане ожидается начало работы АО «Фонд проблемных кредитов» (вторая попытка правительства создать подобную структуру - «Къ») и принятие ряда мер, призванных помочь БВУ избавиться от «плохих» долгов. Участники рынка позитивно оценивают данные перемены.

В конце 2011 года президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков».

Закон предлагает три основных механизма очистки банков: упразднение «налога на списание» на 2012-2018 годы; создание Фонда стрессовых активов, основной задачей которого будет выкуп плохих активов у банков и последующее управление и продажа активов (данный фонд будет капитализирован государством и частными инвесторами); создание дочерних организаций в структуре банков для работы с плохими займами.

Председатель Национального Банка РК Григорий Марченко заявлял ранее, что благодаря фонду проблемных кредитов, общему росту экономики и росту кредитного портфеля вопрос проблемных кредитов будет решен в срок от 18 до 24 месяцев

Председатель Национального Банка РК Григорий Марченко заявлял ранее, что благодаря фонду проблемных кредитов, общему росту экономики и росту кредитного портфеля вопрос проблемных кредитов будет решен в срок от 18 до 24 месяцев. Фонд может выпустить облигации на сумму около 150 млрд тенге для выкупа неработающих активов у БВУ, если средний дисконт при выкупе этих кредитов составит порядка 50%.

Облигации фонда будут продаваться тремя траншами, причем первый предназначен для НПФ, второй - для банков и третий будет выкуплен Нацбанком. По словам г-на Марченко, банки могут передать в фонд до $2 млрд активов в виде сомнительных кредитов. Он заявил «Къ», что «фонд уже зарегистрирован как юридическое лицо, все подготовительные процедуры проведены, и мы принимаем все меры, чтобы в ближайшее время он заработал».

Заместитель председателя правления АО «БТА Банк» Асхат Бейсенбаев также возлагает надежды на данный механизм, подтвердив «Къ», что фонд и дочерние организации по управлению сомнительными и безнадежными требованиями и активами «будут способствовать улучшению, по крайней мере, балансовых показателей качества кредитных портфелей БВУ». Он также добавил, что задействованные ранее инструменты восстановления качества кредитных портфелей, такие как снижение долговой нагрузки заемщиков, имеющих действующий бизнес (на основе различных схем реструктуризации кредитов: изменение в графиках погашения, снижение процентных ставок, отмена штрафных санкций), и возврат безнадежных долгов (внесудебная реализация имущества, судебное взыскание, передача кредитов в коллекторские компании) не привели к заметным улучшениям в качественных показателях банков.

По словам г-на Марченко, банки могут передать в фонд до $2 млрд активов в виде сомнительных кредитов. Он заявил «Къ», что «фонд уже зарегистрирован как юридическое лицо, все подготовительные процедуры проведены, и мы принимаем все меры, чтобы в ближайшее время он заработал».

По мнению директора департамента исследований АО «Халык Финанс» Сабита Хакимжанова, несмотря на сопротивление налоговых органов, отмена «налога на списание» - наименее спорный из всех трех механизмов, так как данная мера упразднит важные налоговые препятствия к списанию займов. Относительно участия в механизме дочерних компаний эксперт отметил, что этот компонент программы кажется более эффективным, чем создание стресс-фонда только потому, что предоставляет возможность регулятивного арбитража: «Дочерние организации банков смогут иметь долю в капитале проектов заемщиков, в отличие от самих банков, которым запрещено иметь доли в капитале нефинансовых организаций».

Напомним, проект по созданию стресс-фонда уже был представлен правительством в феврале прошлого года, хотя, по мнению г-на Хакимжанова, его слабыми сторонами являлись принцип одного дисконта для всех займов и акцент на кредитах, необеспеченных недвижимостью. «Принцип «одна цена для всех» приведет к асимметричности финансовой информации и ограничит круг банков, желающих принять участие в данном механизме. Фокус на кредитах, необеспеченных недвижимостью, уменьшит вероятность эффективности работы фонда. Если эти два пункта останутся в окончательной версии проекта, то они ограничат круг заинтересованных частных инвесторов», - считает эксперт.

По мнению директора департамента исследований АО «Халык Финанс» Сабита Хакимжанова, несмотря на сопротивление налоговых органов, отмена «налога на списание» - наименее спорный из всех трех механизмов, так как данная мера упразднит важные налоговые препятствия к списанию займов

Как известно, первый казахстанский фонд стрессовых активов (ФСА) так и не реализовал возложенные на него задачи. Целью фонда являлась поддержка банков, полагающихся на активы, обеспеченные залогом в виде недвижимости, путем реструктуризации их проблемных активов, а в необходимых случаях - и их реализации. В апреле 2009 года министр финансов Казахстана Болат Жамишев объяснил, что в то время неэффективно было использовать средства ФСА для выкупа проблемных активов. «Правительство, инициируя создание ФСА, на тот момент не ориентировалось на то, что будет заходить в капитал системо-образующих банков. Концепция ФСА была направлена на реагирование в ситуациях, связанных с ухудшением качества ссудного портфеля банков. Зайдя в уставный капитал банков, правительство столкнулось с ситуацией, когда возник риск возможности неэффективного использования средств ФСА на первоначально заявленные цели», - сообщил он тогда. В итоге было решено отстранить первый стресс-фонд от проблем в банковском секторе, а выделенные более чем 70 млрд тенге направить на поддержку бизнеса через кредитование его БВУ. В результате ФНБ «Самрук-Казына», Фонд стрессовых активов, фонд «Даму» и пять БВУ договорились о размещении средств в банках для последующего кредитования предпринимателей, занятых в сфере обрабатывающей промышленности. То есть, фактически ФСА был деактивирован, прекратил свое существование в том виде, в котором предполагался. По словам главы Счетного комитета РК Омирхана Оксикбаева, поступившие в ФСА средства на сумму 70 млрд тенге с декабря 2008-го по март 2009-го не использовались, так как своевременно не были разработаны нормативные правовые акты. Деньги были размещены на расчетных и депозитных счетах.

Асхат Оразымбетов

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123