Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

E-торг е-платежом красен

27 Сентябрь 2012 0 712 (с) kursiv.kz
E-торг е-платежом красен

В следующем году в Казахстане должен появиться Закон «Об электронной коммерции». После выхода в прошлом году Закона «Об электронных деньгах» это второй значимый законодательный акт, который должен дать толчок развитию электронной торговли.

«Сейчас разрабатывается закон об электронной коммерции, который должен предложить интересные условия бизнесменам, работающим в этой сфере. Предполагается, что для них будут предусмотрены налоговые преференции. В частности, будет снижен НДС и КПН», - рассказал «Къ» руководитель и совладелец интернет-магазина BFF.kz Улан Каражигитов. Помимо этого, «в законе прорабатываются вопросы внедрения электронных счетов-фактур и временных налоговых каникул для интернет-коммерсантов по аналогии со странами мира, где е-коммерция развивается за счет отмены налога с продаж через Интернет», - уточнил гендиректор компании «CNP Processing GmbH» Константин Горожанкин.

«Сейчас разрабатывается закон об электронной коммерции, который должен предложить интересные условия бизнесменам, работающим в этой сфере. Предполагается, что для них будут предусмотрены налоговые преференции. В частности, будет снижен НДС и КПН.»

Смысл действия закона очевиден: электронный доход будет более выгодным - в электронную коммерцию будет вкладываться больше денег - покупателю будет интереснее делать покупки через Интернет. Правда, пока введение налоговых льгот не находит поддержки у Минфина. Но бизнесмены, участвующие в разработке законопроекта, относятся к позиции министерства спокойно: «Минфин никому не хочет снижать налоги», - заметил г-н Каражигитов.

Пока лидеры электронной торговли в Казахстане - это «Эйр Астана» и КТЖ, продающие электронные билеты. По оценкам казахстанского дисконтного сервиса Chocolife.me, в прошлом году на рынок онлайн-продаж билетов пришлось около 72% от общего объема электронных продаж (95,5 из $133 млн). По данным «Эйр Астаны», в прошлом году она продала е-билетов на $31 млн. Второе место ($17,4 млн) занял сегмент бытовой техники и электроники. Но доля электронной торговли в общем объеме ритейл-продаж в Казахстане мизерная: в 2011 году она составила 0,45%. В нынешнем году она должна удвоиться и достичь 0,9%. При таких темпах прироста рынок е-коммерции составит уже 4% к 2015 году. Для сравнения, объем е-торговли в России уже сейчас составляет 4,5%.

Главным фактором, тормозящим развитие электронной коммерции, участники рынка традиционно называют закрытие банковских карт для электронных платежей и сложности с их открытием.

Главным фактором, тормозящим развитие электронной коммерции, участники рынка традиционно называют закрытие банковских карт для электронных платежей и сложности с их открытием. Сейчас в Казахстане карты для е-платежей открывают «Казкоммерцбанк», «Альянс банк», «Народный банк» через Processing.kz. До конца 2012 года года к е-коммерции собираются подключиться также «АТФ-банк» и «Сбербанк». Несмотря на это, около половины транзакций проходят с отказом. По данным авиакомпании «Эйр Астана» - 47%, MyPay.kz (мобильные платежи) - 42%, BeSmart - 49% отказов. «Это то, что наш рынок теряет. То есть, по сути, наш рынок должен быть в два раза больше по карточным оплатам, если бы не банки, которые закрывают свои карты для Интернета», - посетовал Константин Горожанкин.

Помимо нежелания банков открывать свои карты для электронных платежей, развитию е-коммерции мешает проблема доставки. «Раньше этим занималась «Казпочта» - компания большая, государственная. Некоторые посылки терялись», - отметил Улан Каражигитов.

Летом нынешнего года его компания подписала договор с Pony Express. «Это хорошая возможность подключить к электронной торговле регионы, из которых мы видим хороший спрос. Например, много заказов поступает из Уральска. Им интересно выбирать, потому что в условиях слаборазвитой «реальной» торговли они не могут найти себе именно то, что они хотят», - подчеркнул он. Доставка посылки весом до 2 кг обходится примерно в 2,5-3 тыс. тенге по всему Казахстану. При этом часть расходов (1,4 тыс. тенге) продавец готов брать на себя. Остальное оплачивает при получении товара клиент. «Система cash-on-delivery стимулирует покупателя заказывать больше и дороже, чтобы доля доставки в полной стоимости товара была как можно меньше. Продавцу это выгодно, а покупатель как будто получает небольшую скидку», - признался г-н Каражигитов.

Пока многие популярные интернет-порталы по электронным продажам принадлежат иностранным компаниям. Например, такие крупнейшие интернет-магазины, как allegro.kz, lamoda.kz, slando.kz, satu.kz, ozon.ru принадлежат польским, российским и немецким компаниям.

Пока многие популярные интернет-порталы по электронным продажам принадлежат иностранным компаниям. Например, такие крупнейшие интернет-магазины, как allegro.kz, lamoda.kz, slando.kz, satu.kz, ozon.ru принадлежат польским, российским и немецким компаниям. Кроме того, в ближайшее время планируется выход на казахстанский рынок крупнейшего украинского интернет-магазина Rozetka.ua, а также чешского - Mall.cz. «Нам надо быстрее двигаться, если мы хотим хоть что-то иметь казахстанское здесь» - отмечает Константин Горожанкин.

Впрочем, по мнению Улана Каражигитова, хороший потенциал для казахстанских игроков у сегмента «город+» (поставки в пределах одного города и его пригородов - «Къ»). Он хорошо развивается в городах с населением 500 тыс. человек и более. Целевая аудитория - молодые мамы. «Им надо большое количество товаров, у них есть деньги и высокая культура потребления», - пояснил он.

Также хорошо могут развиваться электронные версии гипермаркетов. Но для полноценного развития электронной коммерции необходима четкая координация онлайн- и оффлайн-форматов.

Также хорошо могут развиваться электронные версии гипермаркетов. Но для полноценного развития электронной коммерции необходима четкая координация онлайн- и оффлайн-форматов. «Кто первый сможет наладить бизнес-процессы в этой связке, получит наилучший результат. Пока же ни «Сулпак», ни «Технодом», ни «Меломан» не смогли создать полноценной площадки», - уточнил предприниматель.

В сфере услуг есть потенциал также у электронных полиграфических центров, дисконтных сервисов, доставки и магазинов hand made. Чтобы открыть собственный интернет-магазин, по оценкам участников рынка, необходимо около 20-30 тыс. долларов. Основные статьи расходов - закуп товаров, разработка сайта и маркетинг.

Лидеры электронных магазинов в 2011 году по выручке, $млн (по данным Chocolife.me):
Disti - 5,7.
Sulpak - 3,7.
Alser - 3,6.
Technodom.kz -1,8.
Flip.kz - 1,2.
Arbuz.kz - 1,2.
Planeta.kz - 1,1.
Logycom - 0,9

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123