Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Автострахование перестает быть прибыльным в Казахстане

11 Декабрь 2015 0 1649 (с) lsm.kz
Автострахование перестает быть прибыльным в Казахстане

Казахстанские страховые компании предлагают повысить тарифы по автострахованию в Казахстане. В качестве основного аргумента приводится тот факт, что пересмотр цен не проводился с 2007 года, а тенге за данный период ослаб в 2,5 раза. В беседе с LS управляющий директор "Фонда гарантирования страховых выплат" Марина Шиповалова пояснила, какие убытки несут бизнесмены и о том, что поможет компаниям пережить кризис.

- Марина, текущий год оказался непростым для всей страны. Как вы думаете, с какими трудностями столкнутся страховые компании в следующем году?

- По нашим прогнозам, 2016 год для отрасли автострахования будет очень убыточным. Девальвация тенге серьезно повлияла на рост цен на автозапчасти, на работу механиков, а также на другие материалы. При этом размер собранных премий остается на прежнем уровне. Именно поэтому мы вновь поднимаем вопрос пересмотра страховых тарифов. И данное решение необходимо принимать в ближайшее время.

Если в 2014 году рост страховых премий в среднем составил 7,7%, то в 2016 году в среднем будет 5%-6%. 

По нашим оценкам, рост премий в следующем году замедлится и будет ниже, чем в текущем. Это связано с практически полным покрытием страхованием всего автопарка страны и функционированием системы "бонус-малус", которая ежегодно предоставляет для добросовестных автовладельцев скидку в 5%. Мы пока еще не анализировали данные по убыточности регионов за 2015 год, но есть предварительные оценки, которые свидетельствуют, что в следующем году убыточность значительно вырастет.

Если в 2014 году рост страховых премий в среднем составил 7,7%, то в 2016 году в среднем будет 5%-6%. На сегодняшней день средняя убыточность по республике - 44%, но страховщики прогнозируют, что данный показатель вырастет как минимум до 60%.

- Представители Ассоциации финансистов Казахстана также высказывались за повышение тарифов на автострахование между регионами и мегаполисами. Они объясняли инициативу тем, что транспортный налог в стране единый. По вашим оценкам, на сколько процентов необходимо повышать тариф?

- Хочу объяснить, как строится бизнес у страховых компаний. Собранные компанией страховые премии формируют так называемый фонд премий, из которых страховщик производит выплату всех своих обязательств перед клиентами и расходов на ведение дела. Когда объем всех выплат и расходов превышает объем премий, страховщик несет убытки. Так вот, чем больше доля страховых выплат в страховых премиях, тем меньше возможности у страховщика оплачивать другие свои расходы. В среднем аквизиционные расходы страховых компаний без учета агентского вознаграждения составляют до 30% от премий. Вот и судите сами: выплаты - 60%, аквизиция - 30% плюс агентская комиссия - минимум 10%. Любое увеличение доли выплат приводит либо к необходимости сокращения других расходов, либо к убыткам.

"Добросовестным автовладельцам каждый год предоставляется скидка в 5%, а вот тем водителям, которые совершили ДТП, предусмотрено наказание в виде +15% к тарифу за однократное нарушение..." 

Тарифы в Казахстане рассчитываются сложным образом - есть базовый тариф и к нему применяются различные коэффициенты, которые учитывают различия по регионам, по виду транспорта, по сроку вождения и так далее.
По итогам 2014 года Астана показала убыточность 68%. Данный показатель ежегодно растет на 20%. В Алматы - 49%, Карагандинская область - 58%. Необходимо отрегулировать долю выплат в регионах таким образом, чтобы она не превышала 60%. К примеру, жители столицы должны платить больше, потому что они в отрасль приносят больше убытков. А в Мангистауской области, напротив, необходимо снизить тариф, так как коэффициент убыточности - 22%.

Мы не говорим о том, что необходимо всем увеличить тарифы. Давайте сделаем так, чтобы все платили по уровню убыточности.

Помимо региональных коэффициентов необходимо пересмотреть и действующую систему "бонус-малус", которая призвана стимулировать автовладельцев в безаварийному управлению транспортным средством.

Добросовестным автовладельцам каждый год предоставляется скидка в 5%, а вот тем водителям, которые совершили ДТП, предусмотрено наказание в виде +15% к тарифу за однократное нарушение. При этом действующая система "бонус-малус" не учитывает тяжесть нанесенного убытка. К примеру, убыток в 100 тыс. тенге и в 1,2 млн тенге наказывается системой одинаково. Для того чтобы повысить ответственность автовладельцев за тяжесть совершенного ДТП, необходимо также ввести повышенные коэффициенты для тех автовладельцев, которые многократно становятся виновниками ДТП и наносят значительный ущерб.

По итогам 2015 года страховые компании покажут большую прибыль из-за девальвации тенге, но этот эффект будет кратковременным, только в текущем году. 

- В случае, если тарифы останутся на прежнем уровне, какие возможности остаются у страховых компаний, чтобы остаться на плаву?

- Страховым компаниям необходимо оптимизировать расходы. К примеру, сейчас обсуждается концепция электронных продаж страховых полисов. С помощью этой технологии можно будет исключить агентские продажи. Кроме этого, сейчас в Казахстане страховщиками обсуждается вопрос создания Сервисного страхового бюро с участием нашего фонда. Оно будет работать по принципу одного окна и позволит страховщикам оптимизировать расходы на ведение дела. Ассоциация страховщиков направила данную инициативу в Национальную палату предпринимателей "Атамекен". Также планируется обсуждение данного вопроса с Нацбанком как регулятором страхового рынка.

- Последний год все сферы экономики страны испытывают трудности. Расскажите, что происходит со страховыми компаниями сейчас?

- По итогам 2015 года страховые компании покажут большую прибыль из-за девальвации тенге, но этот эффект будет кратковременным, только в текущем году. Компании будут обязаны заплатить подоходный налог в тенге, и исполнить принятые на себя обязательства перед клиентами в текущих ценах, а также перед партнерами по перестрахованию, но уже в валюте, а это серьезно ударит по убыткам, которые "догонят" страховщиков в 2016 году. Также из-за повсеместного сокращения расходов кампаниями реального сектора объемы по добровольному страхованию в будущем году скорее всего снизятся. Все эти факторы, на мой взгляд, неминуемо приведут к снижению рентабельности страхового рынка по итогам 2016 года. В этих условиях консолидация возможна между мелкими игроками, они будут искать возможности слиться с более крупными, если не смогут выровнять свое финансовое положение.

Справка

Согласно данным Национального банка, объем выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) автомобилей вырос на 20,3% за 10 месяцев 2015 года и составил 14,4 млрд тенге. За аналогичный период прошлого года данный показатель был на уровне 11,97 млрд тенге.

Ирина ЯРУНИНА

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123