Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Кто придет на смену пластиковой карте?

23 Февраль 2010 0 728 (с) finance.bigmir.net

Технологию бесконтактных платежей NFC поддержали платежные системы, банки, мобильные операторы и производители мобильных устройств. Аналитики предрекают NFC светлое будущее, но внедрение идет не так быстро, как это могло бы произойти, пишет Простобанк Консалтинг.

Деньги - это не только бумага с изображением Франклина и Леси Украинки. Когда-то общепризнанным платежным средством считались ракушки и красивые камешки. На смену им пришли металлические деньги, затем бумажные купюры стали преобладать над монетами, а уже в наше время пластиковая карта стала привычным средством осуществления платежей. Однако уже есть и кандидат на место пластика ­- им готов стать мобильный телефон.

Технология

NFC (Near Field Communication) - это технология беспроводного обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии до 20 сантиметров. Два устройства с NFC-микросхемами достаточно приблизить друг к другу для того, чтобы они смогли обмениваться информацией.

В качестве применения этой технологии можно назвать электронное удостоверение личности, электронные ключи (от автомобиля, дома, офиса, гостиничного номера), получение справочной информации с электронных досок. Однако самой перспективной областью использования NFC являются электронные платежи. Именно это применение легло в основу инициативы «Pay buy mobile» («Плати мобильным»), которую с 2007 года активно развивает GSM Association (GSMA), представляющая 800 операторов мобильной связи в 219 странах мира.

Ответ на вопрос о том, почему именно ассоциация мобильных операторов так заинтересована в продвижении этой технологии, лежит на поверхности: где же еще поместить NFC-чип как не в мобильном телефоне, верном спутнике современного человека.

Мобильное устройство с NFC-чипом является пластиковой платежной картой с расширенными возможностями. Эти возможности включают в себя интерфейс пользователя, при помощи которого владелец мобильного аппарата может подтвердить или отклонить оплату, ввести необходимые банковские данные для осуществления транзакции, проконтролировать историю платежей.

Представим, что будущее уже здесь, у вас в руках мобильник с поддержкой NFC, а в супермаркете на каждой кассе есть терминалы для приема бесконтактных платежей. Вы подкатили тележку к кассе и выгружаете продукты на конвейер. Кассир пропикивает покупки через сканер и просит вас поднести телефон к платежному терминалу. На экране мобильного устройства высвечивается информация о сумме покупок, а может быть даже полный список продуктов с ценами и информацией о скидке. Затем вам предстоит ввести ПИН-код, чтобы подтвердить оплату и дождаться появления сообщения «Платеж принят».

Отметим преимущества мобильного платежа по сравнению с оплатой пластиковой картой:

# Оплата осуществляется быстрее. Обмен данными по технологии NFC происходит очень быстро, остальное зависит от покупателя.
# Операцию контролирует покупатель, а не кассир. Мы не отдаем свою карту, не трясемся, что нечистый на руку сотрудник перепишет себе ее номер и даже CVV2-код, который некоторые эмитенты печатают прямо на пластике. Это не значит, что бесконтактная оплата при помощи мобильного телефона на 100% избавлена от вмешательства злоумышленников, однако махинации затруднены. Кроме того, заметим и тот факт, что покупатель получает больше информации о платеже.
# Мобильное устройство удобнее и более универсально, чем пластиковая карта. Забыть дома телефон сложнее, поскольку он чаще используется в повседневной деятельности.

Для продавца использование NFC также дает ряд преимуществ:

# Оплата осуществляется быстрее. По данным аналитиков пятисекундное ускорение обслуживания на кассовом терминале в McDonald's означает дополнительные 20 млн. долларов прибыли компании.
# Удобство покупателя - это лояльность покупателя. А лояльность покупателя - это потенциальная прибыль продавца.
# Если NFC не вытеснит пластик полностью, у нас становится больше способов приема платежей. Использование бесконтактной оплаты наряду с наличными и пластиком расширяет возможности получения средств от клиента.

Прогнозы

Широкая поддержка NFC основными игроками рынка позволила аналитикам делать смелые прогнозы относительно будущего этой технологии. Согласно прогнозам исследовательской компании Juniper Research рынок NFC-устройств наберет силу в 2011 году. Ожидаемый объем платежей достигнет 30 млрд. долларов США. Другая компания, ABI Research, составила прогноз относительно количества NFC-совместимых мобильных устройств: по мнению аналитиков, их число достигнет 100 миллионов уже в 2012 году.

В мире

Следует заметить, что NFC - это уже не столько технология будущего, сколько настоящего. Высокотехнологичная Япония внедрила NFC в разных отраслях еще в 2007 году.

Мобильные платежи принимает ряд японские кафе и ресторанов. Среди них и McDonald's : абоненты мобильного оператора NTT DoCoMo могут оплачивать свои покупки в этой сети бесконтактным методом. Некоторые автозаправочные станции в Японии также задействовали бесконтактные платежи. Есть информация и о том, что японские такси планируют взять на вооружение NFC.

Проекты, реализуемые в других странах, позволяют говорить о широкомасштабном тестировании этой технологии.

Barclaycard и Orange в Великобритании решили использовать NFC для продажи билетов. В Испании темой мобильных платежей занялись Nelofonica и Sermepa, а в Италии Telecom Italia и ATM Milan Transport operator. Опыт внедрения NFC также получили Китай, Австрия и Германия.

Ложка дегтя

Активные дебаты о необходимости практического применения NFC идут уже несколько лет. Несмотря на широкую поддержку со стороны игроков рынка, внедрение технологии идет с отставанием от оптимистических прогнозов. Статьи в СМИ с тезисами «NFC - это круто!» сменяются недоумевающими отзывами. Технология обладает рядом преимуществ по сравнению существующими платежными инструментами, однако есть причины, притормаживающие ее широкое использование.

Причина 1. Конфликт интересов банка и мобильного оператора. И те, и другие хотели бы контролировать NFC-платежи. Кроме того, ведутся дискуссии - кто кому и за что должен платить в рамках новой бизнес-модели: кто должен оплатить банку выпуск NFC-чипа, должен ли оператор взимать с клиента комиссию за мобильные платежи.

Причина 2. Развитость карточной инфраструктуры является основным препятствием NFC. По мнению аналитиков компании Celent банки в свое время потратили немало усилий на то, чтобы оплата пластиком стала реальностью, и всерьез полагают, что мобильные платежи не увеличат их прибыль, а, соответственно, нет резона тратить деньги на внедрение новой технологии.

Причина 3. Курица не появляется раньше яйца, а яйцо - раньше курицы. Этот шуточный логический парадокс стал совсем нешуточным тормозом в истории развития мобильных платежей. Участники рынка ждут, когда появится инфраструктура, инфраструктура не появляется, пока ее не подержат участники рынка.
Заключение

О бесконтактной оплате при помощи Bluetooth много писали, говорили, прогнозировали. Bluetooth есть, а технология беспроводных платежей на его основе «не пошла» в массы. О технологии NFC, которая во многом исправила недостатки предшественника, также много писали, говорили, прогнозировали. Воз пока там же, хотя есть надежды на то, что он движется.

NFC - это не революция, а вполне закономерная стадия развития электронных платежей. Эволюция - это долгий процесс, поэтому мгновенного распространения NFC-устройств ожидать не следует. Если в описании приобретаемого вами мобильного телефона заявлена поддержка NFC, это значит, что вы можете одним из первых пощупать достоинства новой технологии. Но не раньше, чем придет ее время.

Андрей Астахов

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123